читайте также
Коллега подвел вас, пропустив сроки. Начальник сделал неподобающее замечание о вашем внешнем виде. Клиент предъявил неразумные требования к вашей команде.
В каждом из этих случаев вы расстроились или рассердились, и это нормальная реакция на пренебрежение вашими ценностями, но вместо того, чтобы сказать или сделать что-нибудь, вы говорите себе: «Ничего страшного». Когда человек делает то же самое во второй, третий, четвертый раз, вы приходите в замешательство и начинаете злиться.
К сожалению, такой цикл весьма предсказуем, особенно если вы предпочитаете избегать конфликтов. Конечно, лучше считать, что люди действуют из лучших побуждений. Но часто за самоутешением «ничего страшного» (возможно, с продолжением «они не хотели плохого») кроется когнитивное искажение, которое помогает достигнуть краткосрочной цели и воздержаться от сложного разговора или действий, но в будущем грозит еще большими проблемами.
Возьмем, к примеру, Ану (в оригинале использовано имя с одной «н», Ana — прим. ред.). Она видела, что начальник не проявляет к ней уважения, ей казалось, что он игнорирует ее идеи и вклад, но она говорила себе, что он не желает ей зла, а просто слишком занят, чтобы быть в курсе всего происходящего. Однако со временем тенденция стала более очевидной, и Ана начала чувствовать, что начальник лишает ее повышения зарплаты и возможностей для продвижения. Но она по-прежнему молчала. Поведение босса явно стало проблемой, так как Ана все больше злилась и жаловалась на него коллегам. В конце концов, начальник начал замечать подчиненную, но по другой причине: ее отношение стало заметно негативным, и ее результаты объективно ухудшились.
В этом и заключается проблема: если вы не решаете вопрос на ранней стадии, то велики шансы, что вы будете копить отрицательные эмоции и доведете себя до состояния, когда не сможете находиться в одной комнате с человеком, который «провинился» перед вами, и тем более доверять ему или хорошо относиться к нему. Хуже того, вы можете сорваться на него и сказать что-то, что только усугубит ситуацию.
Например, Матео и Маркус вместе работали над внутренними аналитическими отчетами, которые руководство принимало к сведению при принятии решений на высшем уровне в компании. Матео предпочитал делать все заранее, так как считал проявлением вежливости дать коллегам достаточно времени изучить и улучшить его часть работы. В отличие от него, Маркус всегда все сдавал в последнюю минуту, и другие не могли ничего доработать. Матео осторожно намекал Маркусу, что хотел бы видеть результаты его труда раньше, и надеялся, что тот поймет его, но ничего не менялось. В конце концов начальник отчитал их команду за ошибки, которые, как знал Матео, можно было бы легко исправить, если бы у них было достаточно времени. Матео дождался Маркуса в коридоре после встречи и высказал все, что думает о нем, назвав его том числе эгоистичным и непрофессиональным. Маркус в ответ назвал Матео косным и сказал, что тому придется привыкнуть к его стилю работы, потому что он не собирается его менять, развернулся и ушел.
Что можно сделать, чтобы избежать подобных ситуаций?
Если вы говорите себе «ничего страшного», это сигнал к действию
Проверьте себя: вы говорите «ничего страшного», когда что-то вызвало у вас отрицательную эмоциональную реакцию. Согласны? Тогда, наверное, вы признаете и вот это: вместо того чтобы разобраться в ситуации, вы с помощью этой фразы стараетесь уйти от проблемы, с которой связаны негативные чувства. Именно поэтому похожие чувства возникают снова и снова, причем каждый раз все сильнее.
Если вы заметили, что повторяете мантру «ничего страшного», считайте это сигналом для того, чтобы обсудить ситуацию с человеком. Как я подробно рассказываю в своей книге «Choosing Courage», высказаться может быть нелегко, но это единственный способ решить проблему.
Она действительно может быть не очень серьезной, и в этом случае будет достаточно спокойного разговора. Нормальный человек сможет спокойно изменить поведение, если вы в уважительных выражениях обозначите, что вас беспокоит. Люди, не желающие другим зла, допустившие небольшие ошибки, обычно способны выслушать коллег без негативной реакции.
Действуйте, но не из засады
Когда вы позволяете отрицательным эмоциям накапливаться, то увеличивается вероятность того, что ситуация выйдет из-под контроля в самый неподходящий момент.
Когда коллега говорит что-то не очень приятное на общей встрече, выделите время, чтобы поговорить с ним об этом, или тактично поднимите вопрос по прошествии некоторого времени. Так вы сможете отстраниться от первоначальной эмоциональной реакции и тщательно обдумать, что и как хотите сказать.
Стремитесь к разговору, а не к конфронтации
Проясняя ситуацию на раннем этапе, пока эмоции не достигли точки кипения, вы можете применить менее конфликтные стратегии.
Например, успокоившись и собравшись с мыслями, вы, скорее, просто обозначите неподобающее поведение («Ты сказал Х»), не переходя на личности («Люди вроде тебя всегда говорят Х»). Вы с большей вероятностью будете говорить тактично («Могли бы мы поговорить об этом»), а не делать выводы («Я сыт по горло»). Вы будете задавать вопросы, позволяющие взглянуть на вещи с точки зрения другого человека, и проявите внимательное отношение.
Искренний интерес — это вежливый способ проверить, действительно ли существует серьезная проблема, и это никак не противоречит идее добрых намерений. Например, попробуйте сказать: «Я хотел бы понять, почему ты делаешь так». Или: «Можешь привести данные или аргументы, из которых ты исходишь?»
В конце концов, если человек действует из лучших побуждений, его ответы на искренне заданные вопросы только подтвердят это. Если же это не так, то предполагать у него благие намерения и дальше будет ошибкой и оправданием своего бездействия.
Не все, что вызывает эмоциональную реакцию, требует ответных действий. Но если что-то действительно не страшно, то, вероятно, эти слова и не придут вам в голову, вы просто решите вопрос или проигнорируете его. Учитесь распознавать проблемы и решайте их, пока они не усугубились.
Об авторе
Джим Детерт (Jim Detert) — автор книги «Choosing Courage» (HBR Press 2021) и профессор делового администрирования в Школе бизнеса Дардена Виргинского университета.