читайте также
Представьте себе, что коллега попросил вас возглавить новый комитет, который он учреждает. Даже не задумываясь, вы отвечаете: «Конечно. С удовольствием!» Перенесемся в будущее, и вот вы сидите и смотрите на переполненный почтовый ящик и список дел в календаре. Внезапно вы понимаете, что взвалили на себя слишком много. Вы знаете, что придется сказать «нет», а ведь вы уже согласились — и не решаетесь отказаться от обязательства, раз дали слово.
Говорить «нет» всегда непросто, особенно если вы уже сказали «да». Страшно сжечь мосты, ведь вас могут посчитать необязательным и ненадежным человеком, который не умеет работать в команде. Особенно переживают впечатлительные и вдумчивые люди, стремящиеся к высоким достижениям, «чувствительные борцы», которые слишком тщательно обдумывают ситуации и с трудом устанавливают границы.
Если в этом описании вы узнаете себя, тогда сама мысль нарушить договоренность и разочаровать другого человека кажется вам невыносимой. Это вполне объяснимо: как показывают исследования, отвержение вызывает в мозге такую же реакцию, как физическая боль. И вот вы сжимаете зубы и выполняете данное обещание — иногда в ущерб собственному благополучию. И тем самым делаете только хуже. Это не просто создает дополнительный стресс для вас — другие могут почувствовать, что вы рассеяны, перегружены или обижены.
Если вы взяли на себя слишком много обязательств, если возникли накладки или по какой-то другой причине вы не можете или не хотите участвовать в проекте, важно отказаться от него вежливо. В этом случае вы сохраните репутацию и прочные отношения. Вот как можно сказать «нет» после того, как вы уже сказали «да», и проявить при этом такт и профессионализм.
Подумайте об издержках
Прежде чем сообщить новость, убедитесь, что отказаться — это правильное решение. Оцените упущенную выгоду. Например, вы согласились участвовать в новой инициативе, предложенной вашим начальником, но теперь передумали. Взвесьте, насколько важен проект для основных приоритетов бизнеса. Если у вас появится возможность взаимодействовать с другими направлениями в компании, или увеличить социальный капитал, или получить новые навыки, возможно, она стоит жертв. Однако если издержки перевешивают преимущества (например, влияют на вашу личную жизнь или текущие проекты), то лучше отказаться.
Измените подход
Если вас преследует мысль, что вы выглядите в глазах окружающих безответственным, когда сначала соглашаетесь, а потом отказываете, то примите к сведению, что продолжать заниматься задачей, которую вы заведомо не сможете закончить, эгоистично и некрасиво. Вы можете считать себя великодушным и любезным, когда соглашаетесь помочь, но если вы не в состоянии выполнить свои обещания, то это не путь к хорошим результатам, личному счастью и прочным отношениям. К тому же подумайте о положительных качествах, которые продемонстрируете, когда вежливо откажетесь. Вы на собственном примере покажете, как нужно расставлять приоритеты, управлять временем и вести прозрачные коммуникации, а это все — черты сильного лидера.
Будьте дипломатичны, но не скрывайте правду
Когда придет время сказать о своем решении, говорите уверенно и четко, но не вдавайтесь в лишние объяснения. Другими словами, сообщить его нужно прямо, взвешенно и, главное, честно. Например, если вы собираетесь выйти из комитета вашего друга, можно сказать: «Когда в прошлом месяце я говорил, что могу присоединиться к комитету, я правда думал, что у меня хватит сил на эту прекрасную работу. Но внимательнее взглянув на свой календарь, я понял, что взял на себя слишком много, и у меня есть несколько профессиональных обязательств, которые я не могу перенести. Поэтому я не смогу быть вашим председателем».
Если вы дадите краткое объяснение или назовете причины своего решения, ваш уход воспримут легче. Например: «Я знаю, мы договорились, что я буду председателем комитета, но, соглашаясь, я не ожидал, что на работе мне поручат крупный проект. Из-за этого я вынужден отказаться». Если вы отказываетесь от инициативы, предложенной вашим начальником, можно сказать так: «Я подумал над своими приоритетами и понял, что этот новый проект помешает моим основным рабочим обязательствам, я не смогу их выполнять на самом высоком уровне. Это было бы неправильное и не лучшее решение для меня и команды, поэтому при всем уважении я вынужден изменить свое мнение и отказаться».
Сохраните отношения
Будет нелишним извиниться и взять на себя ответственность за ошибку, за то, что вы недопоняли ситуацию и переоценили собственные возможности. В конце концов, другой человек рассчитывал на вас и, возможно, строил планы с учетом вашего участия. В случае выхода из комитета можно сказать: «Прошу прощения за доставленные неудобства. Для меня много значит, что меня пригласили, и я болею за ваш успех. Буду ждать новостей о том, как у вас продвигаются дела». Выразив благодарность и закончив на позитивной ноте, вы продемонстрируете заботу и сочувствие.
Предложите альтернативу
Предложите другой график или назначьте новую дату, если действительно хотите помочь. Отложите участие в проекте на будущее и оставьте за собой возможность согласиться позже — например, так: «Я перепроверил свое расписание и вынужден изменить решение и сейчас отклонить ваше приглашение. Но, пожалуйста, имейте меня в виду на будущее. Не могли бы вы связаться со мной через несколько месяцев?»
Чтобы не бросить человека в трудной ситуации (этого можно избежать), попробуйте предложить альтернативу. Например, познакомьте его с вашим коллегой, который может помочь, или порекомендуйте подрядчика. Возможно, вы подскажете полезный ресурс, такой как сообщество, подкаст или обучающие материалы, которые могут пригодиться или позволят решить проблему.
Извлеките урок
Отказываться от взятых на себя обязательств невесело и неприятно, но вы можете получить ценный урок и стимул преодолеть свою склонность угождать людям, которая, возможно, мешает вам стать более успешным. Используйте подобный случай как возможность научиться лучше распознавать, на что соглашаться в будущем, а на что — нет. Более того, старайтесь отвечать «да» только на те предложения, которые вызывают у вас энтузиазм и на которые у вас есть время.
Как бы предусмотрительны вы ни были, иногда приходится отказываться от обещания или менять свое решение. Не делайте из этого привычки, но подходите к подобным ситуациям рассудительно и тактично — тогда вы сможете выйти из положения с наименьшими потерями.
Об авторе
Мелоди Уилдинг (Melody Wilding) — консультант руководителей высшего звена и автор книги «Trust Yourself: Stop Overthinking and Channel Your Emotions for Success at Work».