читайте также
Шарлотта пришла на нашу коучинг-сессию измученная и расстроенная. «Я этого больше не вынесу», — фыркнула она, взмахнув руками. Шарлотта рассказала, что у нее была встреча с болтливым коллегой из команды анализа и обработки данных. В принципе ей нравилось работать с этим человеком, но она расстраивалась, что их планерки регулярно длились на 20—30 минут дольше намеченного времени, из-за чего она опаздывала на другие встречи. Коллега Шарлотты бесконечно говорил об одном и том же, не давая никому вставить слово.
Возможно, ситуация Шарлотты вам знакома: в какой-то момент нашей карьеры нам всем встречается разговорчивый коллега. Этот человек может забрасывать вас сообщениями в течение дня, без предупреждения возникать у вашего стола, чтобы рассказать о прошедших выходных, или звонить со словами, что он на 10 минут (которые превращаются в час).
Как коучу Шарлотты мне было ясно, что ей нужно установить границы с коллегой из отдела анализа и обработки данных, но когда я упомянула об этом, Шарлотта заволновалась: «Я знаю, что он тратит мое время, и меня это раздражает. Но я не хочу быть грубой или вредной, перебивая его. Мне с ним еще работать, и я не хочу, чтобы он плохо ко мне относился». Сопротивление Шарлотты не удивило меня: такая реакция часто встречается среди профессионалов и руководителей, которых я консультирую. Эти люди отличаются стремлением к высоким достижениям и высокой чувствительностью (я называю их «чувствительными борцами»), хорошо понимают изменение эмоций и потребности других людей. Благодаря этим качествам чувствительные борцы могут стать хорошими лидерами, однако также могут начать всем угождать и избегать конфликтов.
Если вы боитесь, что слишком разговорчивые люди в вашем окружении обидятся, когда вы попытаетесь установить границы, или это еще каким-то образом навредит вашим отношениям, подумайте, чего вам будет стоить продолжать терпеть это поведение. Возможно, вы думаете, что проявляете великодушие и понимание, бесконечно выслушивая их, но в действительности вы просто усугубляете свое недовольство, а это токсично для вашего эмоционального состояния и продуктивности. Люди слишком много говорят по разным причинам (эго, тревожность, неорганизованность и т. д.), однако вы несете ответственность за себя и остальных членов команды и должны установить границы дипломатично и с сочувствием, что позволит вам выполнять свою работу. Вот несколько способов.
Опередите их запрос
Выделите время, чтобы подумать о словоохотливых коллегах, с которыми вы регулярно работаете. Заранее выявив этих людей, вы сможете лучше подготовиться к взаимодействию с ними. В начале встречи или разговора четко установите границы. Сообщите, сколько времени у вас есть на разговор. Можно сказать: «Прямо сейчас у меня есть всего 10 минут». Или: «В начале часа мне нужно идти». Вам совершенно необязательно объяснять, почему вы вынуждены будете уйти. Если вам нужно отдохнуть, сделать перерыв или заняться своими делами, это достаточное оправдание. Важно следовать установленным границам и заканчивать разговор в то время, которое вы обозначили. Если вы этого не сделаете, то покажете человеку, что не уважать ваши просьбы или не воспринимать их всерьез — нормально.
Подводите к завершению
Предположим, вы сказали коллеге, что в начале следующего часа у вас еще одна встреча. По истечении 45 минут вашей беседы подайте ясный сигнал и начните подводить итоги. Например, можно сказать: «У меня осталось 15 минут. В оставшееся время давайте обсудим следующие шаги. Насколько я поняла, вы сделаете Х, а я сделаю Y». Вы также можете воспользоваться приемом из коучинга, задав вопрос вроде «Наше время подходит к концу. В завершение скажите, что вам запомнилось из сегодняшней встречи?»
Научитесь перебивать
Вставить слово может оказаться нелегко, но не невозможно. Начинайте вежливо с фраз вроде «Можно я поделюсь своими мыслями на эту тему?» или «Прежде чем мы перейдем к следующему вопросу, позвольте мне добавить…» Можете добавить жесты — например, приподнять руку или указательный палец. Если встреча виртуальная, то напишите в чат, что хотите поделиться мыслями, чтобы ведущий увидел и дал вам слово. Включив микрофон, вы также дадите понять, что хотите что-то сказать. Бывают случаи, когда вмешаться нужно более активно. Для этого стоит воспользоваться методом «заезженная пластинка». Например, можно повторять имя человека («Джон, Джон, Джон — извини, но мне нужно вернуться к работе») или выражение («Вынужден остановить тебя. Вынужден остановить тебя»).
Выражайте свою точку зрения
При установлении границ лучше использовать «я-сообщения». Так вы выражаете свои мысли и чувства и берете на себя ответственность за свою точку зрения. Для этого нужно говорить от первого лица (я, меня, мой), а не от второго (ты, твой). На практике это может выглядеть так:
● У меня дедлайн, я не могу сейчас разговаривать.
● Чтобы все успеть, мне нужно сосредоточиться. Спасибо за понимание.
● Я сейчас перегружен и не в состоянии вникнуть в разговор. Давай пообщаемся на следующей неделе?
● Я знаю, что раньше помогала тебе с этим вопросом, но сейчас у меня новые приоритеты, которые требуют внимания.
● Мне ужасно неудобно, но мне бы хотелось быть искренней, и должна сказать, что наши разговоры отнимают слишком много времени. Давай обсудим, как это исправить?
Выделите для разговоров определенное время
Разговорчивые коллеги могут часто заходить с вопросами, обращаться за советами и инструкциями. Если это ваш случай, создайте систему, позволяющую упорядочить запросы в ваш адрес, чтобы вас не отвлекали постоянно. Многие из моих клиентов выделили «приемные часы» — специальные периоды времени, когда члены команды могут зайти, чтобы поболтать, решить проблемы и т. д. В следующий раз, когда к вам зайдет коллега, можете сказать: «Интересная тема, мне бы хотелось обсудить ее подробнее. Заходите в мои приемные часы, в понедельник в 15 часов. Я специально выделил это время для таких разговоров».
Обсудите ситуацию в целом
Разговорчивость вашего коллеги может потребовать более подробного разговора и обратной связи. Это важно, если она оказывает значительное отрицательное влияние на вас или вашу команду, ведет к опозданиям, снижению производительности или ухудшению клиентского опыта. В этом случае для начала заново установите ожидания, касающиеся ваших рабочих отношений. Обсудите, в какое время к вам можно обращаться, как следует структурировать повестку собраний, и определите условия, требующиеся вам обоим, чтобы максимально хорошо выполнять работу.
Установить границы с другими людьми, включая коллег, может оказаться нелегко: для этого требуется повышать уверенность в себе. Каждый раз, устанавливая границы, вы доказываете себе, что ваши желания, предпочтения и энергия важны и их тоже обязательно нужно учитывать.