читайте также
Недавний уход Марка Джейкобса из Louis Vuitton может показаться огромной потерей для компании. Но присмотритесь повнимательнее к индустрии моды и увидите, что терять талантливых сотрудников — отнюдь не всегда катастрофа.
Взять хотя бы Prada. С 2000 по 2010 гг. многие дизайнеры ушли из этого модного дома к конкурентам, но коллекции Prada по-прежнему затмевают многие другие.
Отчего так? В недавнем исследовании, проведенном вместе с Фредериком Годартом и Кимом Клэсом, я выяснил, что, переходя в другой модный дом, дизайнер сохраняет связи с друзьями и былыми коллегами. Благодаря этим связям те, кто остался на прежнем месте работы, знают, что «перебежчик» делает на новом, и когда из модного дома несколько дизайнеров переходят к различным конкурентам, у этого модного дома возникают тесные человеческие связи со многими другими. Есть откуда черпать идеи и вдохновение для новых коллекций.
Это явление наблюдается не только в мире моды. Консалтинговая фирма McKinsey славится тем, что поощряет связи с коллегами, перешедшими в другие компании, и видит в них потенциальных клиентов. То же происходит и в Силиконовой долине, где возможен обмен и клиентами, и сотрудниками. Разумеется, речь не идет о промышленном шпионаже. Новые креативные идеи рождаются из разговора между друзьями, которые обсуждают свои профессиональные достижения в целом, а не делятся конкретной информацией.
Больше всего от «круговорота талантов» выигрывают модные дома с бессменным руководством, которое охотно принимает и наставляет новичков. Такую роль в Prada играет бессменный главный дизайнер Миучча Прада.
С каждым новым сотрудником компания Prada получает и заряд новых идей. Миучча разыскивает и сама обучает перспективных новичков; когда же после плодотворной работы в компании ее воспитанник уходит в другой модный дом, хорошие отношения сохраняются и по всей отрасли разносится весть о том, как хорошо работать и обучаться ремеслу в Prada. Принципы прозрачности и взаимодействия, о которых писал в статье для HBR Патрисио Бертелли, также способствуют укреплению позитивных связей.
Отсюда очевидный урок для иных отраслей: уходящих от вас сотрудников провожайте дружески и не порывайте с ними. Поддерживайте контакт: это ваши послы и ваши глаза и уши. На место уволившихся приглашайте перспективных людей из других компаний: это способствует разнообразию взглядов и идей. И пусть руководители вашей компании не жалеют времени на обучение новичков и помогают им освоиться.
Отныне при виде человека в Prada задумывайтесь не только о веяниях моды, но и о полезных уроках менеджмента, которые преподает нам эта компания.