читайте также
Как распространяются идеи? Много исследований посвящено тем людям, кто делится своими идеями с окружающими. Что они чувствуют? Какие вещи их вдохновляют: практические, смешные или же те, что цепляют? Тут для каждого случая можно выделить несколько факторов: от эмпатии тех или иных людей до всеобщего «заражения идеей». Сотни книг объясняют то, как сделать вашу идею «заразной, подобно вирусу», и заставить ее жить собственной жизнью. Но, похоже, мы недооцениваем роль личности в качестве проводника идеи.
За те два года, что мы вели наши исследования на примерах мероприятий TEDx, выяснилось, что проводники идей имеют огромное значение. Помимо посещения самих мероприятий в 24 разных странах, мы с помощью организаторов TEDx опросили тысячи участников из более чем 50 стран. (Я узнала о TEDxEast много лет назад и с тех пор тесно сотрудничаю с этой организацией.) Оказалось, что именно проводник идеи помогает слушателям раскрыться, поверить в нее и начать в свою очередь распространять ее.
Важно понимать, что проводником мы считаем человека, который привносит идею в массы, хотя это может быть не тот же самый человек, который ее придумал. Подобные люди бывают прекрасными рассказчиками, философами, писателями. Они умеют искать новые теории и убедительно их доказывать. Именно такие люди невероятно важны для распространения идей.
Наиболее яркий пример носителя новой идеи — это Дэниел Гоулман, проводник теории «эмоционального интеллекта» (1995 год), хотя сама концепция и исследования были проработаны еще Джоном Майером и Питером Саловеем. Малкольм Гладуэлл использовал чужие идеи практически во всех своих работах — начиная с такого бестселлера как «Гении и аутсайдеры. Почему одним все, а другим ничего?» и заканчивая книгой «Переломный момент». Мария Попова, автор популярного блога Brainpickings, умеет необычным образом объединять различные теории и мнения. Что особенного во всех этих «проповедниках»? Отчасти, это умение рассказывать. Но есть и другие факторы.
«Проводник новых идей» должен уметь нравиться. Ведь, как пишет Джонах Бергер в своей книге «Contagious», «когда нам хорошо, нам хочется этим поделиться». Многие исследования базируются на том контенте, который нравится людям. Например, роликах о материнстве или фотографиях с котами. Проводники же обладают даром превратить любую идею в конфетку.
Людям также нравится чувствовать себя причастными к идее. Согласно исследованию Джесс Престон и Дэниела Вегнера, которое они назвали «Ошибка эврики», люди могут считать идею своей. Что может быть вполне на руку проводникам. Слушатели, распространяя идею дальше, сами начинают чувствовать, что они к ней причастны. Это не вполне справедливо по отношению к автору самой идеи, но это очень хорошо для нее самой. Например, если я услышу о том, что нужно бороться с нищетой, от Билла Гейтса, а потом поделюсь этой идеей с другими, у меня возникнет псевдоощущение причастности. Вряд ли Биллу Гейтсу будет хоть какое-нибудь дело до того, что у него «украли идею», поскольку главное здесь то, что она привлечет дополнительное внимание.
Ошибаются те, кто считает, что проводники идей не привносят ничего нового. Существует множество примеров того, как какая-то идея получила развитие вовсе не потому, что была новой или оригинальной, просто ее преподнесли так, что она заиграла новыми красками. Как отмечает доктор Вильям Дагган из Колумбийской школы бизнеса в своей книге «Strategic Intuition: The Creative Spark in Human Achievement», все новые идеи «стоят на тех, что были до них». Проводники идей (вроде Гладуэлла, Гоулмана и Поповой наравне с другими, менее известными) создают особую среду среди слушателей, они вписывают свои новые идеи в общий контекст.
Если людям нравится проповедник идеи и он помогает им приобщиться к ней, то они скорее захотят поделиться ею с другими. На это стоит обратить внимание тем, кто стремится во время своих выступлений и презентаций наладить контакт с аудиторией, чтобы рассказать о своем опыте. Также возникает вопрос, кому лучше удается преподнести идею: исследователю-первооткрывателю или же ее проводнику.
Афоризм Виктора Гюго гласит: «В мире нет ничего более могущественного, чем идея, время которой пришло». Умелый популяризатор может донести идею до людей очень быстро.
Читайте по теме: