Что способствует распространению новых идей | Большие Идеи

・ Коммуникации
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Что способствует распространению
новых идей

В мире нет ничего более могущественного, чем идея, время которой пришло.

Автор: Джулиана Вурм

Что способствует распространению новых идей

читайте также

Обучение персонала как ответ на новые вызовы

Валентина Сатарова

Мудрость толпы

Федюкин Игорь

Чем занять обучаемые машины?

Эндрю Макафи,  Эрик Бриньолфссон

19 марта состоялся бизнес-завтрак "Harvard Business Review- Россия" совместно с компанией "АльфаСтрахование".

Как распространяются идеи? Много исследований посвящено тем людям, кто делится своими идеями с окружающими. Что они чувствуют? Какие вещи их вдохновляют: практические, смешные или же те, что цепляют? Тут для каждого случая можно выделить несколько факторов: от эмпатии тех или иных людей до всеобщего «заражения идеей». Сотни книг объясняют то, как сделать вашу идею «заразной, подобно вирусу», и заставить ее жить собственной жизнью. Но, похоже, мы недооцениваем роль личности в качестве проводника идеи.

За те два года, что мы вели наши исследования на примерах мероприятий TEDx, выяснилось, что проводники идей имеют огромное значение. Помимо посещения самих мероприятий в 24 разных странах, мы с помощью организаторов TEDx опросили тысячи участников из более чем 50 стран. (Я узнала о TEDxEast много лет назад и с тех пор тесно сотрудничаю с этой организацией.) Оказалось, что именно проводник идеи помогает слушателям раскрыться, поверить в нее и начать в свою очередь распространять ее.

Важно понимать, что проводником мы считаем человека, который привносит идею в массы, хотя это может быть не тот же самый человек, который ее придумал. Подобные люди бывают прекрасными рассказчиками, философами, писателями. Они умеют искать новые теории и убедительно их доказывать. Именно такие люди невероятно важны для распространения идей.

Наиболее яркий пример носителя новой идеи — это Дэниел Гоулман, проводник теории «эмоционального интеллекта» (1995 год), хотя сама концепция и исследования были проработаны еще Джоном Майером и Питером Саловеем. Малкольм Гладуэлл использовал чужие идеи практически во всех своих работах — начиная с такого бестселлера как «Гении и аутсайдеры. Почему одним все, а другим ничего?» и заканчивая книгой «Переломный момент». Мария Попова, автор популярного блога Brainpickings, умеет необычным образом объединять различные теории и мнения. Что особенного во всех этих «проповедниках»? Отчасти, это умение рассказывать. Но есть и другие факторы.

«Проводник новых идей» должен уметь нравиться. Ведь, как пишет Джонах Бергер в своей книге «Contagious», «когда нам хорошо, нам хочется этим поделиться». Многие исследования базируются на том контенте, который нравится людям. Например, роликах о материнстве или фотографиях с котами. Проводники же обладают даром превратить любую идею в конфетку.

Людям также нравится чувствовать себя причастными к идее. Согласно исследованию Джесс Престон и Дэниела Вегнера, которое они назвали «Ошибка эврики», люди могут считать идею своей. Что может быть вполне на руку проводникам. Слушатели, распространяя идею дальше, сами начинают чувствовать, что они к ней причастны. Это не вполне справедливо по отношению к автору самой идеи, но это очень хорошо для нее самой. Например, если я услышу о том, что нужно бороться с нищетой, от Билла Гейтса, а потом поделюсь этой идеей с другими, у меня возникнет псевдоощущение причастности. Вряд ли Биллу Гейтсу будет хоть какое-нибудь дело до того, что у него «украли идею», поскольку главное здесь то, что она привлечет дополнительное внимание.

Ошибаются те, кто считает, что проводники идей не привносят ничего нового. Существует множество примеров того, как какая-то идея получила развитие вовсе не потому, что была новой или оригинальной, просто ее преподнесли так, что она заиграла новыми красками. Как отмечает доктор Вильям Дагган из Колумбийской школы бизнеса в своей книге «Strategic Intuition: The Creative Spark in Human Achievement», все новые идеи «стоят на тех, что были до них». Проводники идей (вроде Гладуэлла, Гоулмана и Поповой наравне с другими, менее известными) создают особую среду среди слушателей, они вписывают свои новые идеи в общий контекст.

Если людям нравится проповедник идеи и он помогает им приобщиться к ней, то они скорее захотят поделиться ею с другими. На это стоит обратить внимание тем, кто стремится во время своих выступлений и презентаций наладить контакт с аудиторией, чтобы рассказать о своем опыте. Также возникает вопрос, кому лучше удается преподнести идею: исследователю-первооткрывателю или же ее проводнику.

Афоризм Виктора Гюго гласит: «В мире нет ничего более могущественного, чем идея, время которой пришло». Умелый популяризатор может донести идею до людей очень быстро.

Читайте по теме: