читайте также
Избегая или откладывая трудный разговор, можно испортить отношения с людьми и создать себе дополнительные сложности. В начале такого разговора мы часто испытываем чувство неловкости, особенно, если опасаемся серьезного конфликта, но, перестроив мыслительный процесс, можно научиться смело начинать неприятный разговор.
Проявите интерес и уважение друг к другу, оставьте боязнь не понравиться за порогом. Те, кто уходит от конфликтов любой ценой, беспокоятся, прежде всего, о своей привлекательности для окружающих. Хотя желание нравиться вполне естественно, оно не всегда занимает первое место. Отнеситесь к разговору непредвзято, с искренним желанием что-то выяснить. Нужно, чтобы оба собеседника начали разговор с проявления интереса и уважения друг к другу. Истинное уважение и проявление своих слабых сторон создают нечто большее: взаимное уважение и общее ощущение уязвимости. Даже если тема трудна, собеседники могут поддерживать друг друга в разговоре. Уважая мнение другого человека, можно ожидать ответного уважения.
Думайте о том, что вы слышите, а не о том, что говорите. Те, кто боится конфликтовать, часто тратят уйму времени на то, чтобы в уме переформулировать свои мысли. Хотя порой и кажется, что это хороший способ подготовки к разговору, «пережевывание» одного и того же рискует стать головной болью на весь рабочий день, а то и ночью уснуть не даст. При этом трудные разговоры редко развиваются по плану, поэтому не стоит волноваться. На самом деле, во время такого разговора, говорить слишком много вам не придется. Вместо этого возьмите за правило слушать, размышлять и наблюдать. Например, если кто-то из вашей команды не выполнил работу в срок, задайте нейтральные, благожелательные вопросы: «Проект, как я вижу, отстает от графика. Расскажите, с какими проблемами пришлось столкнуться». А теперь — слушайте. Держите паузу. Проявите заинтересованность и инициативу. Узнайте, как можно больше подробностей, а потом задавайте вопросы, не вынося обвинений.
Ваше искреннее внимание и нейтральный тон разговора побудят людей к подробному рассказу. Обдумывайте каждое заявление собеседника, чтобы убедиться в том, что вы понимаете его правильно.
Будьте откровенны. Разбирая сложные ситуации, сразу берите быка за рога. Пусть ваше обсуждение будет честным и уважительным, тогда каждая сторона сможет подробно высказаться по проблеме. Честный и уважительный разговор при всей его сложности — ключ к взаимовыгодному сотрудничеству.
Однако, бывают ситуации, когда следует учитывать культурные и личностные различия. Если код вашей культуры предполагает уход от конфликтов или откровенное поведение в ней не приветствуется, вы все равно можете вести сложные разговоры. В этом случае превратите прямой разговор в уважительный диалог. Например, если вам кажется, что собеседники не улавливают ваши слова, попросите их повторить сказанное вами. Выяснив их реакцию, вы сможете сформулировать речь так, чтобы она способствовала решению конфликта. Это открытый и менее пугающий стиль общения.
Не откладывайте на «потом». Признайтесь, как часто, реагируя на конфликт, вы говорите себе: «Мне не хочется это обсуждать» или «Это неважно» или «Стоит ли об этом спорить?». Если всякий раз вы обещаете себе поднять неприятную тему при следующем удобном случае, то этот случай уже настал. Вместо того чтобы откладывать разговор на какое-то идеальное для него время в будущем, когда он дастся легче, начните здесь и сейчас. Выкладываем карты на стол, решаем проблему и идем дальше.
Иногда кажется, что честное и открытое заявление таит в себе риски, но зачастую это то, что «доктор прописал». Если необходимо, дайте время себе или собеседнику немного поостыть, и представьте себе в общих чертах, что хотите выразить и каких результатов добиться. Потом продолжите разговор и спланируйте дальнейшие действия. После всех умственных упражнений, заключающихся в бесконечной разговорной практике, происходящей в вашей голове, реальный диалог может внушить надежду, уважение и принести нужные результаты.
Надейтесь на лучшее. Используйте этот совет, если, вступая в конфликт, продолжаете говорить себе: «Это будет ужасно». Напротив, повторяйте про себя: «Это поможет улучшить отношения».
Сконцентрируйтесь на том успехе, который этот разговор обеспечит для взаимоотношений в будущем. Когда все внимание направлено на положительный результат, весь ваш мыслительный процесс и внутренний диалог переместятся в более конструктивное русло. В результате вам будет легче начать разговор с коллегой, который постоянно критикует и жалуется или плохо работающим подчиненным.
Не игнорируйте сложные ситуации, о которых узнали. Как только появится возможность выдать объективно отрицательный отзыв коллеге со сложным характером или дать нелицеприятную оценку работы, соберитесь с духом и найдите мужество для решения конфликта.