читайте также
В седьмом классе к нам в школу пришла новенькая. Назовем ее Селеной. В наш маленький городок она приехала из большого города и, казалось, знала все на свете: что носить, слова всех песен, как разговаривать с учителями. Она даже была в Париже и говорила там по-французски. Некоторые одноклассники были от нее в восхищении, а других она раздражала. Ну а я подумала, что должна стать не хуже нее. Я зубрила тексты дурацких песен и изводила маму просьбами купить мне модную одежду, которую, по-моему мнению, носили в большом городе. Через несколько месяцев я поняла, что соревноваться со всезнайкой бесполезно. Стоило мне с ней в чем-то сравняться, как Селена тут же уходила в отрыв. Но через какое-то время, проучившись вместе с нами, она пообвыкла и успокоилась, предоставив мне право считаться в классе самой умной.
Хотя никто никогда не производил на меня столь сильного впечатления, как Селена, за годы работы в сфере HR я встретила немало таких людей. Из них многие, подобно Селене, оказывались в новых для себя обстоятельствах. Некоторые попадали в компанию в результате слияния; других нанимали на работу, чтобы они укрепили ряды своим опытом и знаниями. И в каждом случае их самым первым побуждением было следующее: «Когда я работал в крупной компании, мы делали это так». Они совершенно не осознавали, что их новым коллегам нет никакого дела до того, как они делали это в крупной компании.
Такие всезнайки не уверены в себе и поэтому сразу стараются самоутвердиться. К примеру, одна новоиспеченная сотрудница отдела кадров как-то заявила, что в отличие от меня знает все о трудоустройстве уволенных, потому что ей приходилось увольнять людей намного чаще. В тот раз я не приняла ее вызова. Напротив, я постаралась помочь ей почувствовать себя комфортно в новой должности, и, как только это сработало, ее стремление быть умнее всех сразу исчезло. Если в вашей организации появился новичок-всезнайка, то в первую очередь попробуйте применить такой подход.
Но всезнайки — это необязательно новички. Некоторых такими делает успех. Иметь с ними дело сложнее, особенно если это ваши начальники. Они полагают, что их заслуги говорят сами за себя и что действительно знают все: именно их достижения обязывают их указывать другим, что и как делать, вплоть до мельчайших деталей.
Вот несколько советов, которые помогут работать со всезнайками независимо от того, какую должность они занимают в компании.
Если всезнайка ваш подчиненный или подопечный. Ваша обязанность — наладить с ним обратную связь. Дайте ему понять, что его поведение негативно сказывается на карьерном росте. Чтобы быть убедительным, обязательно сообщите ему свое мнение о конкретном факте, свидетелем которого вы стали.
Если всезнайка не подчиненный, а коллега. Вам решать, говорить ли ему вообще что-либо. Если вы в дружеских отношениях, то, может быть, имеет смысл обсудить с ним его поведение. Начните разговор с вопроса: «Могу я поговорить с тобой кое о чем?». Это направит разговор в нужное русло. Затем поделитесь с ним своими наблюдениями, акцентируя внимание на его профессиональных знаниях и неуместности выставлять их напоказ: «Мы знаем, как хорошо ты разбираешься в этом вопросе, но, безапелляционно высказав свое мнение, ты не оставили Нэнси и Хорхе ни малейшего шанса подумать над проблемой и предложить свои решения. Ты это заметил?»
Такой подход не сработает с коллегой, которого вы знаете недостаточно хорошо или не находитесь с ним в близких отношениях. Со стороны ваши действия будут выглядеть как типичное поведение всезнайки. Подождите, пока между вами не возникнет доверительных отношений, или примените методику работы с боссом-всезнайкой.
Если всезнайка ваш босс. Действуйте осторожно. На случай, если вы оказались в наихудшей из возможных ситуаций, вот несколько основных правил.
Правило 1. Если проблема не так уж и важна, просто не думайте о ней. Конечно, позволив всезнайке поступать по-своему, можно получить отрицательный результат, но такой подход сохранит ваши силы, когда они действительно вам понадобятся.
Правило 2. Если всезнайка неправ и важно, чтобы он учитывал чужое мнение, следует найти способы, которые помогут переубедить его. Попробуйте применить следующие подходы:
- Спросите «Вы когда-нибудь…?». Такой вопрос заставит всезнайку взглянуть на проблему с другой стороны. Например, спросите: «Вам когда-нибудь приходилось оценивать ваших постоянных поставщиков? Что вы обычно делали?» Вопросом «что, если» также можно побудить всезнайку посмотреть на ситуацию по-новому: «Что, если мы объявим тендер на заключение контракта? В этом случае мы сможем получить лучшее предложение от нашего нынешнего поставщика?»
- Проверьте данные. Вы можете сказать: «Думаю, это хорошее решение, но позвольте мне проверить имеющиеся данные. Давайте встретимся через неделю, за это время я соберу всю информацию от наших сотрудников о качестве их сервиса».
- Ищите возможные риски. Здесь вам следует сказать: «Есть реальные риски. Нам нужна уверенность, что в нашей продукции нет дефектов, допущенных по вине поставщика. В противном случае мы попадем под штрафные санкции. Что, если посоветоваться с нашими юристами и риск-менеджерами?»
Правило 3. Если вам удалось склонить босса-всезнайку на свою сторону, убедитесь, что ему можно верить. К примеру, так: «Ха Юн просит, чтобы я согласовал с юристами риски по этому контракту, и мы решили, что…». Это не умалит вашей роли в данной ситуации, но, несомненно, переложит на всезнайку определенную долю ответственности за принятое решение.
И помните: ни в коем случае не следует соревноваться со всезнайкой независимо от того, какое положение в компании он занимает: вашего непосредственного подчиненного, коллеги или начальника. Конкуренция с ним не изменит его поведения, а вы сами станете похожи на всезнайку.
Об авторе. Присцилла Кламан — президент консалтинговой компании Career Strategies, бостонской фирмы, которая предоставляет услуги карьерного коучинга индивидуальным клиентам, так и крупным организациям.