Споры на работе: как отстоять свои границы и сохранить отношения | Большие Идеи

・ Коммуникации

Споры на работе: как отстоять свои границы и
сохранить отношения

Вас то и дело просят выполнить чужую работу, перебивают на совещаниях и присваивают ваши идеи? Испанский психолог Хуан Муньос в своей новой книге рассказывает, как с этим бороться

Споры на работе: как отстоять свои границы и сохранить отношения
Фото: Vitaly Gariev / Unsplash

читайте также

Экология — золотая жила для бизнеса

Нидумолу Рэм,  Прахалад С.К.,  Рангасвами М.Р.

Срыв на макаронной фабрике

Ирина Пешкова

Российские регионы: где делать бизнес

Наталья Волчкова

Мат как средство коммуникации

Ирина Пешкова

«Спорить полезно. Как научиться вести неудобные разговоры без конфликта» — книга испанского автора и психолога Хуана Муньоса, специализирующегося на межличностной коммуникации, эмоциональной грамотности и разрешении конфликтов. Муньос известен как практикующий консультант и преподаватель, который многие годы работает с людьми, испытывающими трудности в выражении эмоций, отстаивании границ и ведении честных, но непростых разговоров.

В книге Муньос объясняет, почему избегание конфликтов приводит к накапливающемуся напряжению, и показывает, как развить навыки конструктивного диалога. Он предлагает инструменты, позволяющие понимать собственные эмоции, слушать без агрессии, формулировать мысли ясно и сохранять отношения даже в ситуации несогласия.

Книга опубликована издательством «Альпина Паблишер», «Большие идеи» публикуют отрывок из нее.

Споры с коллегами

На моем профессиональном пути мне посчастливилось оказаться рядом с замечательными коллегами, людьми, полными света, способного разогнать декадентский сумрак офиса. Коллегами, которые, едва взглянув на меня, понимали, что мне нужны объятия, кофе или помощь с отчетом, которые были рядом в тяжелые моменты жизни (дочитав книгу до этого места, вы уже знаете о некоторых из них), которые старались обо мне заботиться и позволяли мне заботиться о них. Их было трое: почти за 20 лет, что я работаю, мне встретились в общей сложности трое сотрудников, которых я до сих пор считаю хорошими коллегами. 

Хотя моя реальность не обязана совпадать с вашей — и, честно говоря, я желаю вам, чтобы не совпадала, — думаю, она как раз такова для многих. Рабочие коллективы формируются искусственно, и это способствует скорее соперничеству, нежели товариществу. Коллеги, которые постоянно критикуют манеру начальницы руководить, но первые рвутся выбирать подарок к ее дню рождения. Коллеги, которые всегда уходят на полчасика позже, но только в те дни, когда босс на месте. Коллеги, которые сгружают на вас свои задачи; которые просят у вас совета, а потом присваивают ваши идеи себе; которые говорят: «Пожалуйста, помоги мне с этим, я не справляюсь», но которых потом никогда — никогда — нет рядом, когда они нужны вам. В этом разделе я дам вам базовые приемы, помогающие установить границы и заводить неудобные разговоры с товарищами по работе, которые на самом деле никакие вам не товарищи. Ответим им?

Когда вас то и дело просят сделать чужую работу

Прежде чем начать, определимся с понятиями: одно дело — сделать разовое одолжение коллеге, которая (по какой угодно причине) не может или не знает, как закончить порученное ей задание, и совершенно другое — быть тем, к кому ваши коллеги обращаются всякий раз, когда испытывают затруднения. Если вы чувствуете, что вы тот самый человек, к которому товарищи по офису обращаются постоянно, чтобы вы за них таскали каштаны из огня, попробуйте одну из этих фраз, в зависимости от того, что вам нужно или чего вы хотите добиться:

  • «Я бы с радостью помогла, если бы у меня была возможность. Сегодня у меня очень забитое расписание, и я сомневаюсь, что смогу»

  • «Я могу взять это на себя, но тогда не мог бы ты сделать вот это для меня?»

  • «Меня очень расстраивает, что ты обращаешься ко мне, только когда нужно решить твои проблемы. Как, по-твоему, мы можем изменить ситуацию?»

  • «Я решила посвятить рабочее время завершению собственных задач, надеюсь, что ты меня поймешь»

  • «Если хочешь, пришли мне письмо со всей информацией, и я попытаюсь тебе помочь, когда найду время»

  • «Я вижу, что ты не справляешься с таким объемом работы. Ты обсуждал это с кем-нибудь, кто может решить твою проблему?»

Когда присваивают ваши идеи

С вами это случалось: вы делитесь с коллегой идеей, которая существенно улучшит одну из сторон вашей работы, а он излагает ее на совещании, где, ко всему прочему, вы тоже присутствуете? На вас он не ссылается, тем самым присваивая себе авторство вашей идеи, а вы лишь слышите скрип своих зубов. Вы не одни такие. Со мной такое случилось несколько лет назад, когда я преподавал психологию в учебном центре. Я воодушевленно рассказал коллеге о своей идее нового курса самопомощи для медицинских работников (сейчас это очень распространено, но 15 лет назад мало кто об этом говорил). Через несколько недель был опубликован учебный план следующего года, в который (сюрприз!) был включен придуманный мною курс и было указано имя преподавателя — моей коллеги. Тогда я не среагировал. Подумал, что буду глупо выглядеть, заявившись в кабинет директора с притязаниями на интеллектуальную собственность, и что у меня нет абсолютно никаких доказательств в подтверждение моих слов, так что я оставил все как есть. Не буду вам рассказывать, что я мечтал сделать со своей коллегой, расскажу только, что я ей сказал: «Когда я увидел, что ты преподаватель этого курса, я был крайне разочарован и решил, что с сегодняшнего дня на любую твою попытку взаимодействия я буду реагировать молчанием». Тогда я решил быть категоричным, чтобы защитить себя. Возможно, сегодня я бы действовал совершенно иначе, отстаивал бы свои права и организовал бы встречу, на которой как минимум мог бы объяснить произошедшее и попытаться достичь договоренностей, устраивающих (также и) меня. Но судить наши прошлые поступки с позиций того, что мы знаем сегодня, — значит относиться к себе крайне несправедливо, так что я предпочитаю думать, что Хуан из прошлого тогда еще не научился защищать себя в подобных ситуациях.

Существует и другой способ присвоить ваши идеи. Представьте, что вы на совещании рассказываете о своем проекте или выдвигаете предложение по лучшей организации рабочих процессов, и тут один из ваших коллег-мужчин в ответ повторяет точно ту же идею, которую вы только что высказали, но с крохотными изменениями. По сути, то же самое, но другими словами. И тут все присутствующие поворачиваются к вору и говорят: «Ого, какое отличное предложение!» — оставляя вас, автора идеи, без заслуженной похвалы и в недоумении, что это вообще было. Менсплейнинг — привычка некоторых мужчин давать советы (обычно женщинам) на темы, в которых вы и так отлично разбираетесь, отнимать ваши идеи и пояснять их с позиции мужского превосходства. Или начинать свое выступление с чего-то вроде: «Она имеет в виду вот что» — распространенная, тяжелая и болезненная практика. На рабочих совещаниях мужчины обычно говорят больше, громче и медленнее, чем женщины: так они захватывают все пространство. Деловая и корпоративная культура с момента своего зарождения пропитана принципами патриархального патернализма. Поэтому женщины и люди, принадлежащие к исторически подавляемым группам, склонны говорить быстрее, чтобы постараться сказать все, что нужно, за то незначительное время, которое им отпущено. Если вы оказывались, оказались или думаете, что окажетесь в подобной ситуации, попробуйте воспользоваться одним из этих ответов:

  • «Твое предложение отлично дополняет мой проект, добавим в него эту деталь?»

  • «То, что ты обрисовал, очень похоже на то, что рассказывала я. Скажи, как бы ты реализовал эту идею?»

  • «Твоя идея прекрасно дополняет мою! Похоже, мы отличная команда!»

Очевидно, не одним только мужчинам присуще такого рода деструктивное, патерналистское или злонамеренное поведение, но исторически сложилось именно так, и поэтому мы говорим о них в этом разделе. Независимо от пола человека, который так себя ведет, хорошо будет располагать ответом, способным нейтрализовать его атаку — при любой возможности и желательно с ассертивной позиции.

Когда вас перебивают на совещаниях

«Ничего из этого не выйдет». «Ну а я думаю, что…». «Я так не считаю». Представьте, что вы пытаетесь отстоять свою позицию на совещании и, еще не закончив говорить, замечаете, как один из коллег начинает искать поддержки у других, закатывает глаза, прочищает горло или готовится вас перебить. В этот самый момент, предвидя, что он собирается поступить по-хамски, прямо перед тем, как он это сделает (вы же знаете, что он это сделает), поднимите указательный палец. Поднимите указательный палец вертикально и сделайте жест, словно закрывая его рот на расстоянии. Покажите этот палец так, словно коллега никогда до этого не видел указательных пальцев, словно ваш палец в вертикальном положении обладает магической силой, способной заставить молчать любого, кто осмелился бросить на него взгляд, потому что на самом деле так оно и есть. Если вы не позволите себя прервать, это даст вам время, необходимое, чтобы закончить презентацию, и послужит другим участникам сигналом: сейчас говорю я, и я вправе требовать, чтобы вы отнеслись к этому с уважением.

К сожалению, у нас не всегда есть силы или возможность исполнить этот прием, так что — если в итоге вас все же перебили — вот несколько фраз, которыми можно воспользоваться, чтобы ассертивно выразить свое недовольство случившимся:

  • «Как ты думаешь, есть ли вероятность, что я смогу закончить свою презентацию?»

  • «Когда ты меня перебиваешь, я чувствую себя ущемленной, а еще теряю нить доклада. Как ты думаешь, ты мог бы подождать, пока я закончу?»

  • «Я уверена, что ты собираешься сказать что-то очень интересное, но, пожалуйста, можно подождать, пока я закончу говорить?»

  • «Если я еще не закончила излагать мои аргументы, как ты можешь уже быть с ними не согласен?»

  • «Я буду рада услышать твои замечания, как только закончу».

  • «Сейчас моя очередь, думаешь, ты мог бы отнестись к этому с уважением?»

Споры с вашим рабочим «я» 

Ваша очередь. Теперь, когда вы поспорили с боссом, с пассивно-агрессивной коллегой и тем наглецом, который пытается отобрать ваши идеи, завернуть их в подарочную бумагу и подарить тому, кто даст лучшую цену, теперь, когда вы можете защитить свою территорию в рабочем конфликте, настало время посмотреть на самих себя и спросить: «Дорогая, а что ты сейчас делаешь?» Одним из самых страшных дней в моей жизни (говоря о профессиональной жизни) был тот, когда после окончания рабочего времени я сказал себе: «Останься еще на пару часов. Все равно же вернешься домой и будешь сожалеть о всей незаконченной работе, все равно не сможешь радоваться жизни, останься». Я вспоминаю это мгновение как разделившее мою жизнь и мое восприятие себя как профессионала на «до» и «после», как мгновение просветления, прояснения ума и самосострадания. Я в испуге встал со стула, поспешно выключил компьютер и выбежал из офиса в полнейшем ужасе от моего рабочего «я».

Я многие годы завидовал (зависть — эмоция, которая показывает нам, что мы хотим чего-то, что есть у другого) людям, которые от природы умеют четко разграничивать личную и профессиональную роли. Я говорю о зависти, потому что, хотя я и желал этого всей душой, я не находил способа отсоединиться от собственного профессионального «я»: я настолько сросся с моей профессией, что забыл, что могу быть кем-то большим, чем Хуан-психолог. Я не уделял внимания друзьям, любимому человеку и семье. Я забыл о вещах, которые раньше меня радовали, и посвящал все свободное время исключительно обучению и размышлениям о том, как мне стать лучше в профессиональном плане. Я позволил своей профессии поглотить меня, переварить и извергнуть отходы, в которые, по моим ощущениям, я и превратился. Ага, в дерьмо.

С годами я убедился, что это общий опыт людей, чувствующих призвание к своей работе, что именно по этой причине нам нужно прилагать усилия, чтобы включаться в нашу личную жизнь по окончании рабочего дня. Обратите внимание, я говорю о подключении, а не об отключении. Не надо забывать, что мы человеческие существа и у нас нет кнопки «Включение/Выключение» (а как было бы удобно!). В реальности мы не отключаемся: мы должны направлять усилия не на то, чтобы забывать о работе, а на то, чтобы соединяться с происходящим сейчас, давая себе возможность наслаждаться жизнью.

Находиться в контакте с вашими желаниями и мечтами — тренировка собственного достоинства, ответственности и уважения, которые вы должны испытывать к самим себе.

Когда ваша профессия захватывает все, ваша самооценка опирается исключительно на выполнение ваших рабочих обязанностей. Но что, если дать нашей самооценке больше точек опоры? Ваши ресурсы ограничены: если вы направите их на одну сферу, она и станет всей вашей жизнью. Если центров несколько — сколько вам хочется, — ресурсы распределяются по ним, и ни один из них не будет исключительно важным. Лучший способ меньше от себя требовать и меньше волноваться о работе — заставить себя наслаждаться остальными аспектами жизни. Так что если вы чувствуете, что требуете от себя на работе слишком многого, попробуйте изучить себя, спросите себя, что вам нравится, что доставляет удовольствие и каким образом вы хотели бы поделиться всем, что у вас внутри. Это о том, кем вы можете и хотите быть. Это о том, кем вы заслуживаете быть.

А теперь можно я вас спрошу: кем вы хотите стать, когда вырастете?