Зачем нужно читать книги вместе с подчиненными и коллегами | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Зачем нужно читать книги вместе с подчиненными
и коллегами

Какую пользу может принести корпоративный книжный клуб

Зачем нужно читать книги вместе с подчиненными и коллегами
Chris Lawton

читайте также

Модель, меняющая отрасль

Ладас Костас,  Лок Кристоф,  Стелиос Кавадиас

Как автоматизация изменит доходы бизнеса и зарплаты сотрудников

Эшли Нунес

Берегите серые клеточки

Дайан Кутю

Эмоциональный ИИ

Софи Клебер

Я обожаю участвовать в заседаниях книжного клуба Six Pillars, который проводит у себя мой приятель Стэн. Он организовал эту группу несколько лет назад, чтобы был еще один повод пообщаться с друзьями, изучить литературные пристрастия и обзавестись новыми знакомствами. Клуб получил название Six Pillars («Шесть столпов» — прим. ред.), потому что каждый год мы читаем шесть книг по шести ключевым дисциплинам. Группа собирается каждые два месяца, Стэн встречает всех у себя, готовит ужин, и в течение пары часов 10—12 человек обсуждают книгу, которую все прочитали.

Разумеется, мы не претендуем на уникальность. Книжные клубы сейчас очень популярны — и их великое множество: от клуба Опры Уинфри до онлайн-сообществ вроде Goodreads. Книжные клубы —это неофициальные организации, поэтому трудно понять, сколько их на самом деле. По некоторым данным, более 5 млн американцев состоят хотя бы в одном книжном клубе (и это без учета онлайн-групп).

Чтение — важная составляющая развития навыков лидерства. Я не первый раз говорю об этом на страницах HBR: привычка к вдумчивому чтению в самых разных областях знания оттачивает ваш разум, помогает выстраивать отношения с людьми и повышает, среди прочего, ваш эмоциональный интеллект. Для бизнес-лидеров интерес к литературе должен простираться далеко за пределы книг по ведению бизнеса — это могут быть исторические произведения, биографии, рассказы и даже стихи. Лучшие списки обязательной к прочтению литературы, рекомендуемой руководителями, зачастую невероятно разнообразны.

Но чтение часто воспринимается как занятие лишь для одного человека. Может ли лидер извлечь для себя выгоду из нынешнего всплеска популярности книжных клубов? Я убежден, что может. Книжный клуб — это уникальный способ повысить эффективность чтения, который дает своим членам и другие преимущества. Воспользоваться ими могут предприниматели, выбирающие книжный клуб, в котором состоят как их друзья, так и члены бизнес-сообщества, а также те, кто вступает вместе с коллегами по работе в книжные клубы «по «профессиональным интересам».

Во-первых, книжные клубы вырабатывают привычку читать систематически. Каждый год я ставлю перед собой четкую цель прочитать не меньше 12 книг, не имеющих отношения к моей профессиональной области. Книжный клуб, в котором я состою, дает мне действенный стимул для выполнения задуманного. Общение в группах помогает не свернуть с выбранного пути. В мире, где всего 8% людей достигают поставленных в новогоднюю ночь целей, Марк Цукерберг, например, решил публично заявить в Facebook о своем решении прочитать 26 книг за год и предложил рассматривать свое сообщение как обращение к участникам виртуального книжного клуба, которые бы не дали ему уклониться от своего обещания. Как я уже говорил ранее, помимо всего прочего книжные клубы помогают повысить «книжную грамотность» своих молодых и зрелых участников. Автор бестселлеров Гретхен Рубин неоднократно утверждала, что формирование положительных привычек, как правило, быстрее всего происходит именно в группе. Если вы уверены в пользе чтения, но вам сложно выработать привычку читать, именно группа создаст для вас необходимый коллективный стимул.

Кроме того, само чтение в сообществе может помочь вам подойти к этому процессу более осознанно и научит лучше воспринимать различные точки зрения. Вам не придется выбирать каждую книгу для чтения в клубе. Напротив, клуб будет выбирать книги для вас, благодаря чему вы сможете познакомиться с такими жанрами и трудами, которые вы вряд ли бы стали изучать самостоятельно. Книги самого разнообразного содержания —художественная литература, история, биографии, социальные науки — помогут вытащить вас из обыденности и позволят вам увидеть взаимосвязь идей, что в конечном итоге может пригодиться как в работе, так и в личной жизни. Кроме того, обсуждение таких книг с широким кругом друзей или коллег позволит раздвинуть горизонты вашего собственного мышления. Гарвардская школа бизнеса широко использует в обучении метод анализа кейсов: студенты все вместе знакомятся с какой-то ситуацией или историей и обсуждают ее. Именно такой метод позволяет студентам учитывать различные точки зрения на одну и ту же проблему, высказываемые в ходе любой дискуссии, формирует более глубокое понимание сути проблемы и, в конечном счете, обеспечивает выбор максимально взвешенного решения. Книжные клубы функционируют по тому же принципу: они заставляют вас окунаться в новые и интересные темы благодаря тому, что вы слышите мнение людей, которые думают иначе, чем вы. К тому же, зная, что вам предстоит обсуждать книгу с коллегами, вы, скорее всего, будете читать ее более внимательно, чем если бы вы делали это только для себя.

Взаимодействие, связанное с обсуждением книг, также способно создать и укрепить межличностные связи. Нил Блюменталь, основатель Warby Parker, однажды так описал преимущество корпоративного книжного клуба: «С позиции командного взаимодействия клуб способствует установлению крепких рабочих связей, позволяет сформировать атмосферу доверия, в которой люди свободно делятся своими идеями и обсуждают их». Это мнение подтверждается и на практике. К примеру, я знаю руководителя девелоперской компании, который рассказывал мне, что их корпоративный книжный клуб, который собирается ежемесячно, помогает ему и его коллегам не только обсуждать и формировать более глубокое понимание самых различных проблем, но и устанавливает доверительные отношения в коллективе, способствуя его большей сплоченности.

Описанные выше примеры со всей очевидностью свидетельствуют о том, что компании, в которых существуют книжные клубы, укрепляют профессиональные взаимоотношения внутри команды. При этом польза от совместного чтения остается даже если вы не работаете вместе (а возможно, именно благодаря этому обстоятельству). Многие книжные клубы представляют собой в первую очередь инструмент общения, благодаря которому люди могут собираться вместе и обсуждать общие темы за ужином или пропустив стаканчик-другой. Но даже те клубы, которые сконцентрированы именно на анализе книг, позволяют выстраивать и развивать отношения на базе их совместного изучения.

Наконец, обсуждение содержания книги в читающих группах развивает ваши ораторские способности, благодаря чему вы чувствуете себя более уверенно в спорах на профессиональные темы как в ходе обсуждения с коллегами, так и на публичных выступлениях или даже на командном брифинге. Хотя о развитии навыков общения написано бесчисленное число статей, нет ничего лучше, чем практика. Книжные клубы предоставляют вам прекрасную возможность обсуждать различные вопросы, выходящие за рамки вашей профессии в непринужденной обстановке, и учат более продуктивно общаться с окружающими.

Книжные клубы переживают бум — их становится все больше и больше. И наряду с хорошо известными преимуществами с точки зрения развития лидерских качеств, которые дает чтение, бизнесмены, желающие расти как в профессиональном, так и в личностном плане, должны получить максимум от этого явления. Книжные клубы приучат вас к вдумчивому чтению, которым вы будете заниматься теперь уже не время от времени, а систематически. Членство в книжном клубе позволит вам также строить и развивать отношения с другими людьми, научит принимать во внимание разные точки зрения и просто сделает из вас хорошего собеседника. Книжные клубы могут оказаться крайне полезными: развить ваш ум, лидерские способности и помочь в бизнесе.

Об авторе. Джон Коулмен (John Coleman) — соавтор книги Passion & Purpose: Stories from the Best and Brightest Young Business Leaders.

* деятельность на территории РФ запрещена