Что делать, если вам кажется, что вы хуже остальных | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Что делать, если вам кажется, что вы
хуже остальных

Пять советов, которые помогут жить и работать уверенно

Автор: Нихар Чхая

Что делать, если вам кажется, что вы хуже остальных
Фото: Anthony Tran/Unsplash

читайте также

«Я переехал в США и думал, что никогда не пойму, как тут жить и работать»

Комфорт — враг инноваций

Нилофер Мерчант

В поисках идей: декабрьский выпуск

«У вас ужасный сервис»: как правильно отвечать на отзывы клиентов

Александр Чондри,  Керри Мэнис,  Ян Ванг

Отставать от тех, кого мы привыкли считать равными, всегда неприятно. Расхожая мудрость гласит: не соревнуйтесь с другими, соревнуйтесь только с собой. Но легче сказать так, чем сделать. В эпоху социальных сетей сложно не видеть успехов коллег, но в этом есть своя польза: недавнее исследование показало, что социальные сети могут стать источником вдохновения — и в жизни, и в работе.

Как же получить от конкуренции все самое лучшее и не потерять уверенность в себе? Используйте следующие пять приемов.

Отслеживайте то, что вызывает у вас стресс. Чувство, что вы хуже коллег, может проявляться в самых разных формах. Оно может быстро пройти — например, если начальник при вас сделал комплимент кому-то другому, или давить на вас постоянно — например, если ваш коллега уволился, чтобы запустить собственный бизнес.

Подумайте, что заставляет вас сравнивать себя с другими. Вас расстраивает, если руководитель хвалит кого-то, но не вас? Вы завидуете достижениям конкретных знакомых? Часто ловите себя на том, что листаете LinkedIn, Facebook или Instagram и чувствуете себя все более одиноко и неуверенно? Если да, вы не одиноки. Согласно исследованиям, социальные сети усугубляют нашу склонность придавать неприятным чувствам больше внимания, чем приятным.

Постарайтесь заметить, что заставляет вас сравнивать себя с другими: поняв, что это триггеры, вы сможете постараться реагировать на них более конструктивно.

Перейдите от реактивных мыслей к целенаправленным. Поняв, что заставляет вас чувствовать себя отстающим, вы можете решить и вовсе перестать заниматься всеми этими вещами, но, как правило, это не самое разумное и практичное решение.

Например, вы, скорее всего, не сможете не слушать, что начальник говорит о вас и о ваших коллегах. И, хотя вы можете перестать общаться с друзьями или бросить социальные сети, от этого вы, вероятно, только почувствуете себя еще более одиноко. Лучше действовать иначе: специально использовать эти чувства себе на пользу.

В следующий раз, когда вы будете листать ленты социальных сетей, спросите себя, зачем вы этим занимаетесь. Вам скучно? Значит, ищите что-нибудь интересное, а не то, из-за чего вам станет еще хуже. А если вы услышите новости о карьерных успехах коллеги и почувствуете, что вы ему уступаете, остановитесь и спокойно, без осуждения проследите за своими чувствами, а затем примите решение и постарайтесь воспринять успехи коллеги объективно. Думайте так, будто вы ему не прямой конкурент, а журналист, который пишет о нем статью.

Если все это в какой-то момент станет для вас слишком тяжело, конечно, лучше сделать паузу. Но помните, что вы всегда можете постараться чему-то научиться в каждой ситуации. Не говорите себе «Вот бы у меня тоже это было» или «Вот бы я тоже так поступил». Лучше сформулируйте так: «А почему бы и мне так не сделать?». Прислушайтесь к мыслям, которые возникнут у вас в голове после такой фразы.

Проявите свои сильные стороны, чтобы вернуть себе силу и мотивацию. Во время острого приступа неуверенности вы можете застрять в мыслях о том, как догнать других. В такие моменты важно вернуть себе чувство эффективности: сделайте что-нибудь несложное и одержите маленькую победу. Используйте свои самые сильные стороны, покажите их миру и зарядитесь от этого уверенностью.

Одного из моих клиентов должны были назначить старшим вице-президентом, но из-за пандемии его повышение было отложено. Он очень расстроился, боялся, что шансы заполучить эту желанную позицию в компании постепенно исчезнут, и завидовал знакомым из других компаний, которые успели перейти этот рубеж еще до кризиса.

Это было неприятно и могло ударить по его производительности. Чтобы прервать этот, казалось бы, замкнутый круг, он решил использовать свою сильную сторону: умение писать. Он написал для блога компании хорошую статью о том, как руководство справляется с кризисом — и она стала самым просматриваемым постом за всю историю блога. Множество младших и старших коллег поблагодарили его за честность и оптимизм. Эта обратная связь вернула ему уверенность в пользе для компании и укрепила его репутацию лидера, увеличивая шансы на повышение в правильный момент.

Решите, кого считать коллегами, и создайте новое поле игры. Сравнения с узкой группой коллег — это игра с нулевой суммой: коллег можно либо обогнать, либо отстать от них. Но если взглянуть на ситуацию шире и включить новые, более разнообразные группы, представление об успехе станет более объемным, и у вас появятся новые сферы, в которых вы сможете побеждать.

Джеки, директор в одной из компаний из списка Fortune 100, три года не повышали до вице-президента. Потеряв надежду и решив, что она застряла на своей должности, Джеки постаралась расширить свой подход к работе, пересмотреть свои обязанности и начать общаться с коллегами иначе, чтобы найти новый смысл. Но она помнила, что должность вице-президента от нее ускользает, и это не давало ей покоя.

Поняв, что она всегда сравнивала себя только с узкой группой других вице-президентов, Джеки начала общаться с людьми за пределами компании, которые разделяли ее ценности и взгляды на предпринимательство. Приняв участие в ежемесячной встрече, послушав питчи от местных стартапов и побыв в роли ментора, она почувствовала прилив сил. От этой группы новых знакомых она тоже отставала, ведь у них уже был свой бизнес, но ей было приятно у них учиться. Это не только помогло ей отказаться от неприятных сравнений с коллегами внутри компании, но и придало энергию и мотивацию, чтобы переоценить свои карьерные амбиции.

Освободитесь от внутренних ожиданий. Если вы отстаете от коллег в настоящей конкуренции — например, их повышают, а вас нет — это одна проблема. Но есть и другая, еще более вредная ситуация, которая может стать источником вечной неуверенности, — убеждение, что вы должны не только опережать своих коллег, но и хотеть того же, чего хочет каждый из них. Эта «тирания долга» порождает бесконечную гонку, в которой вы никогда не можете порадоваться тому, чего уже достигли. Ваше внутреннее определение успеха постоянно меняется — в зависимости от того, что хотят другие.

На этом себя ловят многие из моих клиентов, которые находятся на одну позицию ниже уровня CEO. В глубине души они не хотят брать на себя такую ответственность, но им кажется, что если этого хотят все их коллеги, то и они должны этого хотеть. Это порождает сценарий, в котором невозможно выиграть: если не стремиться к должности CEO или не получить ее, будет казаться, что ты хуже остальных — но если ее получить, окажешься на должности, которая тебе не нужна.

Подумайте: может быть, на самом деле вы все сделали правильно? Напомните себе об осознанности: куда бы вы ни шли, сейчас вы здесь. Не увеличивайте свою неуверенность, погружаясь в прошлое, и пообещайте себе принимать будущие решения исходя из своих ценностей и из того, предоставляют ли они вам возможности для роста. Если менять планы из-за чужих желаний или достижений, вы будете постоянно отставать и зависеть от коллег.

На любом пути, карьерном и жизненном, вы обязательно столкнетесь с приступами неуверенности и тягой сравнивать себя с другими. Когда вам кажется, что вы отстаете от других (и неважно, так ли это на самом деле), вы можете использовать перечисленные выше приемы, чтобы вернуть себе уверенность и добиться успеха в тех сферах, которые для вас действительно важны.

Об авторе

Нихар Чхая (Nihar Chhaya) — коуч топ-менеджеров глобальных корпораций, например American Airlines, Coca-Cola, GE и Dell. Бывший глава по развитию кадров компании из списка Fortune 500. Президент компании PartnerExec, которая помогает руководителям освоить тонкости общения и добиваться лучших результатов.

 

* деятельность на территории РФ запрещена