Как пережить послепраздничную хандру | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как пережить
послепраздничную хандру

Что поможет взяться за работу с новыми силами

Автор: Арт Маркман

Как пережить послепраздничную хандру
LAURA JOHANSEN/GETTY IMAGES

читайте также

Для деловой женщины красота — это обуза

Без лишней скромности

Гусинская Ирина

Мы создаем ответственный бизнес

5 способов лучше познать самого себя

Энтони Тянь

Примерно на третьей неделе декабря работа во многих офисах замедляется. Устраиваются праздничные вечеринки. С клиентами становится сложнее связаться. Энергия и мотивация улетучиваются. И многие из нас полностью отключаются от работы, чтобы провести праздники с друзьями и родственниками.

А затем наступает январь — время вернуться к делам. Но после недели каникул включиться в рабочий режим бывает нелегко. Если вы чувствуете вялость и отсутствие мотивации, то вы не одиноки. Существует несколько причин подобной послепраздничной хандры, и, к счастью, есть способы избавиться от нее.

Смотрите вперед

В новогодние праздники многие оглядываются назад. Исследования в рамках теории разных уровней интерпретации показывают, что чем дальше вы находитесь от объекта во времени, пространстве или социально, тем более абстрактно вы думаете о нем. Выбравшись из офиса и оглянувшись на прошедший год, вы думаете о своем вкладе, а не о конкретных выполненных задачах. Это естественно и нормально. В конце концов, ваш вклад — это не 16 тыс. сообщений по электронной почте, а отношения, которые вы укрепили, проекты, выполнение которых вы контролировали, и сотрудничество, которое поддерживали с помощью тех самых сообщений.

Скорее всего, вы гордитесь своими достижениями, но в то же время, возможно, вспоминаете неудачи. Очень часто они становятся источником новогодних обещаний.

Конечно, воспоминания о прошлогодних неудачах, могут приводить в уныние. И вы можете погрузиться в мысли о том, что могли бы сделать по-другому. Подобные переживания могут усилить ощущение депрессии и тревоги, что плохо сказывается на мотивации.

Вернувшись к работе, важно начать смотреть вперед, в новый год, а не оглядываться на прошедший. Относитесь к задачам, которые хотите решить, как к новому вызову и источнику энергии, а не как к наказанию за все несделанное в прошлом году. Сосредоточившись на будущем и увидев новые возможности для успеха, вы сможете зарядиться энергией, необходимой для нового старта.

Будьте конкретны

Размышления о прошлом могут подтолкнуть вас к обещаниям что-то изменить в новом году. Это хорошо, но обещания не должны быть абстрактными вроде «быть более эффективным», «найти новую работу» или «стать лучше как лидер».

Абстрактные цели могут парализовать вас. Они слишком велики, чтобы добиться заметного прогресса. Лучше переформулировать их как конкретные действия, которые в совокупности приведут к желаемому результату. Подобный конкретный план называется реализацией намерения. Он требует, чтобы вы разбили общую цель на отдельные задачи, которые можно включить в календарь. У такой конкретики есть два преимущества.

Во-первых, вам необходимо продумать, что именно нужно сделать для достижения цели. Может выясниться, что вам неизвестны все шаги или что некоторые шаги требуют навыков и их нужно будет освоить. В этом случае, возможно, вам понадобится наставник или консультант, который сможет вам помочь. Во-вторых, конкретные задачи заставляют найти место в плотном графике. Одна из причин, по которой людям часто не удается достичь важных целей, заключается в том, что они не могут найти времени на выполнение задач, ведущих к успеху. Когда вы стараетесь внести в свой график новые действия, вы вынуждены решать, что перенести, отложить или поручить другим, чтобы получить возможность выполнить данные себе обещания.

Проводите правильные социальные сравнения

Третий возможный источник послепраздничной хандры — социальные сравнения. Люди ничего не оценивают по абсолютной шкале. Мы оцениваем свой успех относительно стандартов. Иногда мы делаем это с помощью социального сравнения, когда сравниваем себя с кем-то другим.

Социальное сравнение бывает двух типов. При восходящем социальном сравнении вы сравниваете себя с кем-то более успешным в конкретной области. Например, вы можете узнать, что одноклассник получил повышение или однокурсник купил машину, о которой вы мечтаете. В результате вы чувствуете себя неудачником, если видите, что у других есть то, чего нет у вас, будь то деньги, социальное положение или отношения. Нисходящее социальное сравнение — это сравнение себя с тем, кто находится в менее выгодном положении. В результате такого сравнения вы довольны собой и своей ситуацией.

К сожалению, оба вида сравнения могут плохо сказываться на мотивации. Восходящее социальное сравнение может расстроить вас, если вы узнаете, что знакомые вам люди более успешны, счастливы или обеспечены, чем вы. Такая картинка создается в социальных сетях: если взглянуть, где люди отдыхают или что пишут о своей работе, легко поверить, что большинство живет лучше, чем вы, и в результате вам захочется сдаться.

Когда вы сравниваете себя с теми, кто вам в чем-то уступает, вы довольны тем, что у вас есть и чего вы достигли, но не мотивированы стремиться к большему. Вы испытываете удовлетворенность своим положением и даже самодовольство. Источником энергии, необходимой для мотивации, служит неудовлетворенность настоящим и план по достижению желаемого.

Вы не можете заставить себя перестать сравнивать с кем-то, но можете управлять сравнениями, чтобы они мотивировали вас. Например, можно найти соперника, который немного опережает вас в какой-либо сфере, но его достижения довольно близки вашим, чтобы вы могли предпринять какие-то действия и достичь его уровня.

Кроме того, сравнивать можно с самим собой в прошлом. Взгляните на траекторию своего развития. Признайте, что хотя вы и не достигли всех своих целей, со временем некоторые вещи стали получаться у вас лучше. Используйте признание собственного роста, чтобы продолжать работать над достижением новых высот.

Никому не хочется начинать новый год по-старому. Однако многие из нас приступают к рабочей жизни в январе, слишком сосредоточившись на прошлом и беспокоясь о том, чего пока не получилось добиться. Однако немного изменив взгляд, вы сможете легко включиться в работу в новом году.

Об авторе

Арт Маркман (Art Markman) — профессор психологии и маркетинга Техасского университета в Остине, основатель и директор программы Human Dimensions of Organizations. Автор 150 научных работ и нескольких книг, среди которых «Smart Thinking», «Smart Change» и «Habits of Leadership». Его новая книга — «Bring Your Brain to Work: Using Cognitive Science to Get a Job, Do it Well, and Advance Your Career» (HBR Press).