Хотите добиться продуктивности на удаленке? Обедайте по-человечески! | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Хотите добиться продуктивности на удаленке?
Обедайте по-человечески!

Почему обеденные перерывы так важны в эпоху пандемии

Автор: Ручика Тулшьян

Хотите добиться продуктивности на удаленке? Обедайте по-человечески!
Tetra Images/ Getty Images

читайте также

Взаимопонимание имеет значение

Экскурс в историю: как правители создавали свой бренд

Надежда Кобина

Как раскрыть таланты с помощью голубого океана

Рене Моборн,  Чан Ким

Что делать, если сотрудники не хотят возвращаться в офис после двух лет пандемии

Джеймс Р. Бейли ,  Шахерезада Рехман

В 2019 году меня попросили поделиться своим мнением о том, что для меня значит жить нормальной жизнью. Конечно, 2019 год значительно отличался от 2020-го, но если подумать, то мой ответ останется тем же: «Я считаю, что живу нормальной жизнью, если у меня почти всегда есть время на обед в рабочий день. И это должен быть обед не за рабочим столом, не на встрече и не параллельно с решением каких-то задач, а время, чтобы с кем-то пообщаться или хотя бы побыть наедине с самой собой и осознанно поесть».

В 2021 году я обещаю уделить этому еще больше внимания.

В дистанционном режиме почти невозможно выполнять данное себе обещание: отвлечься от работы, чтобы пообедать, или выйти на прогулку в середине дня. Анализируя сложный прошедший год и планируя новые рабочие нормы в нынешнем, хочу добавить: давайте вернемся к нормальному, полноценному обеденному перерыву как на удаленке, так и после возобновления регулярной работы в офисе.

Известно, что в Северной Америке работают очень много: в 2018 году отпуск составил в среднем 17,4 дня на человека, и 768 млн отпускных дней остались неиспользованными. И это если людям повезло, и у них вообще был отпуск, ведь США единственная страна ОЭСР, не гарантирующая федеральными законами ни одного дня оплачиваемого отпуска. Американские работники также отказываются от обеда, чтобы работать больше. 62% американских работников говорят, что обедают за рабочим столом.

Исследования показывают, что из-за специфики удаленной работы мы ежедневно уделяем ей в среднем на 48,5 минут больше, так как участвуем в большем числе встреч и получаем больше электронной почты. И хотя я давно пообещала себе выделять время для нормального обеденного перерыва — будь то обед не за рабочим столом, встреча с подругой или прогулка, — я обнаружила, что в 2020 году начала приобретать привычку «бездумно есть, глядя в компьютер» (или вообще пропускать обед и прогулки).

И это никуда не годится. Я родом из Сингапура, и обеденное время всегда было священным для меня. В Сингапуре рядом с бизнес-центрами расположено множество заведений, где можно удобно, быстро, относительно полезно и недорого поесть (например, на фудкортах), что создает идеальные условия для совместных обедов. Я часто вижу, как во время обеда вместе собираются люди разного происхождения, разных культур, должностей и уровней, даже во времена пандемии. В связи с текущей ситуацией мы вынуждены соблюдать ряд норм, включая ограничения по количеству собравшихся, но для среднестатистического сингапурского работника по-прежнему важно найти время, чтобы пообщаться за едой. Мне доводилось слышать о командах, которые работают удаленно, но все-таки встречаются за обедом небольшими группами. Возможно, для большинства работников в других странах обед вне дома будет невозможен в ближайшем будущем, но я от всего сердца призываю делать обеденный перерыв, осознанно съедать свой обед и в идеале общаться с кем-то из членов команды или всей командой виртуально.

Задача руководителей — позаботиться о том, чтобы сотрудники могли без опасений уходить на обед. Менеджерам важно следить за тем, чтобы их команды не наказывали или не считали менее продуктивными, и способствовать формированию среды, где неспешный обед является нормой в организации.

Когда на работе существует нормальный обеденный перерыв, выигрывают все. В одном исследовании обнаружилось, что работники, ежедневно делающие перерыв на обед, сообщали о более высокой вовлеченности, включая такие метрики, как удовлетворенность работой, продуктивность и вероятность того, что они порекомендовали бы своего работодателя другим. В недавнем исследовании также выяснилось, что пожарные, обедающие вместе, считают это «основным элементом, обеспечивающим эффективную работу их команд». Готова поспорить, что и многие другие организации были бы рады повысить эффективность команд, и нормальный обеденный перерыв — прекрасное начинание, так как уменьшает стресс и выгорание, способствует командообразованию и продвигает организационную культуру, не приравнивающую переработки к продуктивности. Вот как сотрудники могут реализовать эти преимущества, предпринимая усилия по созданию всеобщей культуры обеденных перерывов на работе.

Уходите на обед — и пусть это видят окружающие. Наибольшим влиянием обладают самые простые действия. Когда менеджеры находят время, чтобы встать из-за рабочего стола и сделать перерыв, они создают среду, где мы не всегда должны быть заняты (или делать вид, что заняты), чтобы нас считали эффективными. Нараяна Мурти, один из основателей компании Infosys, известного высокой трудовой дисциплиной индийского технологического гиганта, обедал в столовой вместе с сотрудниками, когда мог, и даже стоял в очереди за едой. Его лидерство, основанное на ценностях, было настолько глубоким, что компания испытала отток сотрудников, когда он вышел на пенсию.

Руководитель удаленно работающей команды может создать уведомление «на обеде», упомянуть во время собрания, что его не будет у компьютера во время перерыва, или сообщить: «Я вернулся с обеда».

Дело даже не в еде, а в том, что отойти с рабочего места (удаленного или в офисе) и сделать перерыв на еду, разминку или прогулку — это нормально. Когда лидеры делают перерывы и сообщают, что это время неприкосновенно, сотрудники чувствуют, что могут делать то же самое. Когда я работала в технологической компании, мне было неловко взять перерыв на обед, так как большинство менеджеров ели за рабочими столами (или просто продолжали работать). Поэтому я постоянно жевала за работой, что ужасно отражалось на моем здоровье, и к концу рабочего дня я чувствовала себя обессиленной и выгоревшей.

Введите ограничение на встречи в установленный час в середине дня. Для рабочей культуры Северной Америки характерны встречи, идущие одна за другой, и из-за них сотрудники многих компаний пропускают обед. Если бы компании выделили время, когда сотрудники могут поесть или сделать пару личных дел, многие пользовались бы такой возможностью. Покажите пример, сказав своей команде: «Это мой обеденный перерыв. Не назначайте встречи в это время, если только не хотите пообщаться в неформальной обстановке. И вы тоже, пожалуйста, потратьте весь час на обед».

Поощряйте регулярные встречи за обедом. Одна руководительница, с которой я беседовала много лет назад, упомянула, что ее компания устраивает ежемесячные «традиционные обеды», куда сотрудники разных национальностей могут принести свое национальное блюдо и угостить коллег. По ее словам, это создавало живую атмосферу, и сотрудники разного происхождения могли пообщаться с коллегами и рассказать о своей культуре и традициях. Если вы работаете в крупной организации, то можете проводить такие обеды в маленьких группах переменным составом, чтобы сотрудники, в том числе из разных отделов, могли познакомиться друг с другом. Исследования показывают, что женщин и цветных сотрудников непропорционально нагружают подобной «офисной домашней работой», поэтому следите за равномерным распределением нагрузки среди сотрудников.

Организуйте в обеденное время мероприятия по налаживанию деловых связей и приглашайте руководителей. Сотрудники скорее оторвутся от (виртуального) рабочего места, чтобы посетить запланированное мероприятие, если увидят в нем ценность, например, возможность пообщаться с лидерами. Исследования последовательно указывают на взаимосвязь между социальным взаимодействием и повышением доверия в команде, и организации, которые поощряют сотрудников строить отношения друг с другом, выигрывают во многих смыслах. Одна из клиентских компаний, которую я консультировала, создала книжный клуб, где команды узнавали и обсуждали новую концепцию и применяли эти знания к своим проектам и разработкам, что способствовало инновациям. Такие подходы еще и помогают преодолевать разобщенность между разрозненными отделами и привлекать менее активных членов команды, у которых без специальных возможностей не всегда имеется доступ к руководству. Еще один бонус общения в обеденное время — присутствие сотрудников, которые не могут посещать вечерние мероприятия по семейным и другим обстоятельствам. Важно, чтобы эти мероприятия были дополнением, а не замещением обеда.

Сделайте обед своим приоритетом, даже если вы работаете на себя. Став консультантом, я быстро перестала прислушиваться к собственному совету и продолжала работать в обеденное время. В конце концов, стало ясно, что так я выгорю: без перерывов меня надолго не хватит. Когда я выделяю время на нормальный обеденный перерыв, я ем более здоровую пищу, а после обязательной паузы в работе мне легче свежим взглядом взглянуть на то, что я делаю. Когда я работаю вместе с другими людьми, то планирую не менее двух-четырех обедов в месяц для налаживания контактов, которые принесут выгоду в бизнесе. Сейчас я устраиваю в середине дня виртуальные беседы во время прогулки, чтобы пообщаться с коллегами и друзьями (как предлагала Нилофер Мерчант еще в 2013 году).

Прошлый год всем нам показал, насколько значимы наши связи и контакты друг с другом, и большинство из нас стремится проводить время с коллегами, когда это станет безопасным. Пусть перерывы (на обед) станут принятой и даже поощряемой нормой, независимо от того едим ли мы в одиночестве, выходим на прогулку или обедаем с коллегами. Я же надеюсь, что в 2021 году мы сможем отказаться от непрерывной череды встреч.

Для меня это значит нормально жить и работать.

Об авторе

Ручика Тулшьян (Ruchika Tulshyan) — автор книги «The Diversity Advantage: Fixing Gender Inequality In The Workplace» и основатель компании Candour, занимающейся консалтингом в области стратегии вовлечения.