Врачи готовы, а пациенты? | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки

Врачи готовы,
а пациенты?

Менеджеры высшего и среднего звена работают днями и ночами и не хотят тратить драгоценные свободные часы на беготню по врачебным кабинетам.

Автор: Лобанов Андрей

Врачи готовы, а пациенты?

читайте также

Весь мир — один большой город

www.unhabitat.ogr Сандер/bcg; Элисон Данные:

Новый подход найма от Goldman Sachs

Дейн Холмс

«Сейчас последний момент, когда можно накачать деньгами банковские ячейки»

Анна Натитник

Как определить лидера по мочке уха

Йейтс Ровена,  Мартин Робин,  Сениор Карл,  Уэст Майкл

В последнее время здоровье вошло в моду. В креслах начальников — все больше подтянутых людей, которые в свободное время занимаются спортом. Но даже если вы ведете здоровый образ жизни, это, увы, не означает, что вам хотя бы раз в год не надо проходить комплексную проверку у врачей. В западных корпорациях ежегодный медицинский осмотр (checkup)  — норма. Работодатель тратит десятки тысяч долларов на оплату комплексного обследования ведущих сотрудников. Самое любопытное, что все это когда-то было и у нас. Советское руководство, заботясь о так называемой номенклатуре, учредило Четвертое Главное управление при Минздраве СССР, где все прикрепленные должны были регулярно подвергаться тщательному медицинскому осмотру (обычно их раз в год отправляли в санаторий на две недели и обследовали всесторонне). Этот регламент выполнялся неукоснительно: даже сотрудники советских посольств ежегодно возвращались на родину из-за рубежа, чтобы пройти «планово-профилактический ремонт». По сути, номенклатура пользовалась одной системой здравоохранения, а простые граждане — другой. Результаты говорят сами за себя: продолжительность жизни руководства страны была в среднем на 16 —20 лет больше, а работали советские начальники, как мы все знаем, до глубокой старости.

В современной России практика постоянного наблюдения врачей у взрослых пока не привилась. Многие компании выделяют деньги на страхование сотрудников, но пользуются медицинскими услугами далеко не все. Менеджеры высшего и среднего звена работают днями и ночами и не хотят тратить драгоценные свободные часы на беготню по врачебным кабинетам. Даже замечая явные признаки неполадок в организме, они предпочитают тянуть до последнего. Но есть неприятная статистика: более чем у 60% жителей Москвы снижен иммунологический статус (на пике сезонности эта цифра доходит до 90%), растет число инфарктов и инсультов у людей моложе 30 лет, а основной причиной смерти мужчин старше 45 лет в последнее время стали болезни сердца и атеросклероз. Почти все работающие жалуются на боли в спине. В целом, подавляющая часть работоспособного населения испытывает проблемы со здоровьем.

Единственный способ исправить удручающую ситуацию — проходить регулярные осмотры на хорошем диагностическом оборудовании. Почему же система такого рода осмотров до сих пор не налажена у нас? Самого пациента останавливают три фактора: время (врачи принимают в разные часы, анализы и обследования назначают на разные дни), страх перед процедурой или осмотром и деньги (страховка не покрывает услугу сheckup, а работодатели включают полное профилактическое обследование в свой соцпакет довольно редко — исключение составляют представительства западных компаний, которые регулярно отправляют топ-менеджеров на обследование в зарубежные клиники).

Быть может, на эту услугу в стране отсутствует спрос? А может, дело в ее качестве?Мы внимательно изучили, как поставлен checkup во Франции, в США, Швейцарии, Израиле и Германии. Там за два-три часа можно пройти полную диагностику: обычные анализы, онкологические тесты, электролиты и биохимия крови, электрокардиограмма, эхограмма, дуплексное исследование сосудов, УЗИ внутренних органов, анализ на инфекции и денситометрия — все это выполняется в одной комнате. Опытный врач смотрит на результат и сразу видит, где есть проблемы или риск. По показаниям он назначает дополнительное исследование: например, сцинтографию печени, которое тут же и проводят. Пациенту не надо раздеваться, одеваться, ходить по этажам, тратить лишнее время. Есть всего две громоздкие установки, которые нельзя разместить в одном помещении: магнитно-резонансный и компьютерный томографы, но они понадобятся далеко не каждому. Значит, все неудобства можно исключить, стоит лишь отладить логистику процесса.

Пациент не знает, что делать со множеством заключений и списков рекомендаций, а ведь так и получается, когда каждый специалист: кардиолог, гастроэнтеролог, ортопед, невролог — пишет свое. Понятно, что несколько страниц, исписанных неразборчивыми почерками врачей, каждый из которых поставил свой диагноз и назначил свое лечение, любого приведут в замешательство — человек испытает желание тут же все выбросить, а не разбираться, что к чему. Поэтому на всем протяжении обследования к нему должен быть прикреплен один врач — опытный клиницист, который сведет воедино всю информацию и выявит главную проблему.

Сейчас ведущие российские медучреждения готовы оказывать услугу checkup по западным стандартам. За прошедшее десятилетие тем, кто не сидел сложа руки, удалось переоснастить свои клиники новейшим японским, немецким и швейцарским оборудованием. Теперь они способны обеспечить высокую интенсивность и качество обследований за считанные часы: они спланировали и оснастили кабинеты именно для такой услуги, обучили специалистов работать в новом режиме. Осталось лишь преодолеть бытующую практику, когда в каждой больнице все обследования и анализы, включая группу крови, выполняют заново, не доверяя данным предшественников. Информатизация отрасли позволяет создавать «электронную медицинскую карту» — в ней хранятся все результаты анализов, заключения, сканы, снимки. Пациент должен получать ее по первому требованию — допустим, если он собирается обратиться в другое медучреждение. Зная историю предыдущих обследований, легче проводить ровно тот объем диагностических обследований, который нужен данному человеку, разумеется, с учетом всех рисков: возраста, заболеваний, наследственности и прочее. Каждому свое, а не всех под одну гребенку — в этом еще одно отличие эффективной услуги checkup от памятной всем диспансеризации.