Врачи готовы, а пациенты? | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки

Врачи готовы,
а пациенты?

Менеджеры высшего и среднего звена работают днями и ночами и не хотят тратить драгоценные свободные часы на беготню по врачебным кабинетам.

Автор: Лобанов Андрей

Врачи готовы, а пациенты?

читайте также

«Хорошие» компании выпускают больше инновационных продуктов

Ду Шуйли,  Люо Сюэмин

Сканворд для лидера

Мясоедов Сергей

Чтобы переговоры были успешными, не забудьте пожать друг другу руки

Франческа Джино

7 июня 2016 года журнал «Harvard Business Review — Россия» провел очередной бизнес-завтрак, посвященный цифровой трансформации бизнеса.

В последнее время здоровье вошло в моду. В креслах начальников — все больше подтянутых людей, которые в свободное время занимаются спортом. Но даже если вы ведете здоровый образ жизни, это, увы, не означает, что вам хотя бы раз в год не надо проходить комплексную проверку у врачей. В западных корпорациях ежегодный медицинский осмотр (checkup)  — норма. Работодатель тратит десятки тысяч долларов на оплату комплексного обследования ведущих сотрудников. Самое любопытное, что все это когда-то было и у нас. Советское руководство, заботясь о так называемой номенклатуре, учредило Четвертое Главное управление при Минздраве СССР, где все прикрепленные должны были регулярно подвергаться тщательному медицинскому осмотру (обычно их раз в год отправляли в санаторий на две недели и обследовали всесторонне). Этот регламент выполнялся неукоснительно: даже сотрудники советских посольств ежегодно возвращались на родину из-за рубежа, чтобы пройти «планово-профилактический ремонт». По сути, номенклатура пользовалась одной системой здравоохранения, а простые граждане — другой. Результаты говорят сами за себя: продолжительность жизни руководства страны была в среднем на 16 —20 лет больше, а работали советские начальники, как мы все знаем, до глубокой старости.

В современной России практика постоянного наблюдения врачей у взрослых пока не привилась. Многие компании выделяют деньги на страхование сотрудников, но пользуются медицинскими услугами далеко не все. Менеджеры высшего и среднего звена работают днями и ночами и не хотят тратить драгоценные свободные часы на беготню по врачебным кабинетам. Даже замечая явные признаки неполадок в организме, они предпочитают тянуть до последнего. Но есть неприятная статистика: более чем у 60% жителей Москвы снижен иммунологический статус (на пике сезонности эта цифра доходит до 90%), растет число инфарктов и инсультов у людей моложе 30 лет, а основной причиной смерти мужчин старше 45 лет в последнее время стали болезни сердца и атеросклероз. Почти все работающие жалуются на боли в спине. В целом, подавляющая часть работоспособного населения испытывает проблемы со здоровьем.

Единственный способ исправить удручающую ситуацию — проходить регулярные осмотры на хорошем диагностическом оборудовании. Почему же система такого рода осмотров до сих пор не налажена у нас? Самого пациента останавливают три фактора: время (врачи принимают в разные часы, анализы и обследования назначают на разные дни), страх перед процедурой или осмотром и деньги (страховка не покрывает услугу сheckup, а работодатели включают полное профилактическое обследование в свой соцпакет довольно редко — исключение составляют представительства западных компаний, которые регулярно отправляют топ-менеджеров на обследование в зарубежные клиники).

Быть может, на эту услугу в стране отсутствует спрос? А может, дело в ее качестве?Мы внимательно изучили, как поставлен checkup во Франции, в США, Швейцарии, Израиле и Германии. Там за два-три часа можно пройти полную диагностику: обычные анализы, онкологические тесты, электролиты и биохимия крови, электрокардиограмма, эхограмма, дуплексное исследование сосудов, УЗИ внутренних органов, анализ на инфекции и денситометрия — все это выполняется в одной комнате. Опытный врач смотрит на результат и сразу видит, где есть проблемы или риск. По показаниям он назначает дополнительное исследование: например, сцинтографию печени, которое тут же и проводят. Пациенту не надо раздеваться, одеваться, ходить по этажам, тратить лишнее время. Есть всего две громоздкие установки, которые нельзя разместить в одном помещении: магнитно-резонансный и компьютерный томографы, но они понадобятся далеко не каждому. Значит, все неудобства можно исключить, стоит лишь отладить логистику процесса.

Пациент не знает, что делать со множеством заключений и списков рекомендаций, а ведь так и получается, когда каждый специалист: кардиолог, гастроэнтеролог, ортопед, невролог — пишет свое. Понятно, что несколько страниц, исписанных неразборчивыми почерками врачей, каждый из которых поставил свой диагноз и назначил свое лечение, любого приведут в замешательство — человек испытает желание тут же все выбросить, а не разбираться, что к чему. Поэтому на всем протяжении обследования к нему должен быть прикреплен один врач — опытный клиницист, который сведет воедино всю информацию и выявит главную проблему.

Сейчас ведущие российские медучреждения готовы оказывать услугу checkup по западным стандартам. За прошедшее десятилетие тем, кто не сидел сложа руки, удалось переоснастить свои клиники новейшим японским, немецким и швейцарским оборудованием. Теперь они способны обеспечить высокую интенсивность и качество обследований за считанные часы: они спланировали и оснастили кабинеты именно для такой услуги, обучили специалистов работать в новом режиме. Осталось лишь преодолеть бытующую практику, когда в каждой больнице все обследования и анализы, включая группу крови, выполняют заново, не доверяя данным предшественников. Информатизация отрасли позволяет создавать «электронную медицинскую карту» — в ней хранятся все результаты анализов, заключения, сканы, снимки. Пациент должен получать ее по первому требованию — допустим, если он собирается обратиться в другое медучреждение. Зная историю предыдущих обследований, легче проводить ровно тот объем диагностических обследований, который нужен данному человеку, разумеется, с учетом всех рисков: возраста, заболеваний, наследственности и прочее. Каждому свое, а не всех под одну гребенку — в этом еще одно отличие эффективной услуги checkup от памятной всем диспансеризации.