читайте также
Вообразите, какие неприятности свалились бы на вашу компанию, если бы у ее финансового директора не было элементарного представления о финансах. А ведь именно в такой ситуации оказались сегодня ваши сотрудники. Мало кто из них готов к роли финдиректора собственной жизни, и тем не менее им приходится ее играть: вырабатывать кредитную политику и как-то взвешивать риски для себя и своей семьи в таких непростых вопросах, как ипотека, инвестиции и страховка. Почему бы компании не помочь им освоить азы финансов, взяв на себя их обучение?
Хорошо известно, что многие не сильны в математике — не умеют вычислять процент или умножать дробями. Да и с пониманием основ экономики дела не лучше.
В своем исследовании мы попытались определить уровень кредитной грамотности простых потребителей: понимают ли они, как начисляются проценты по ссуде, способны ли принимать элементарные решения, касающиеся потребительских кредитов. Поразительно, до чего невежественными оказалась наши респонденты.
Вместе с компанией TNS, специализирующейся на маркетинговых исследованиях, мы опросили тысячи американских потребителей по всей стране. Мы предполагали, что многие будут смутно представлять себе, как работают кредитные карты и вряд ли смогут рассчитать сложный процент по своему долгу или депозиту. Удивило, что таких оказалось абсолютное большинство.
К примеру, респондентам задавали вопрос: если у вас долг в $1000 по кредитной карте под 20% годовых и вы не вносите никаких платежей для его погашения, то через сколько лет долг удвоится? Шесть вариантов ответа: (1) два года, (2) менее пяти лет, (3) от пяти до десяти лет, (4) более десяти лет, (5) не знаю, (6) предпочитаю не отвечать.
Чуть более трети опрошенных выбрали правильный ответ — менее чем за пять лет; более 30% считали, что на это потребуется гораздо больше времени, а 18% предпочли не гадать. И это очень тревожный сигнал, учитывая колоссальное долговое бремя, которое сегодня несут потребители США.
Плата за невежество высока. Мы установили, что наименее финансово грамотные потребители платят в погашение своих долгов по картам приблизительно на 50% больше, чем среднестатистический держатель кредитки. Также эти люди чаще признавались, что их долги непосильны. Вызывает тревогу, что, как правило, необходимых знаний нет как раз у тех, кто находится в самом трудном финансовом положении.
Может, компаниям нужно не только учить своих сотрудников, как увеличить свои пенсионные накопления с помощью государственной программы поддержки, а подумать, как сделать их финансово грамотными? Какой смысл отдавать часть своего заработка, пусть и небольшую, в программу пенсионных накоплений, если за то же время у вас накапливается колоссальный долг по кредитам, полученным под 18 и более процентов? Компании серьезно помогут сотрудникам, если включат ликбез по финансам в свой соцпакет. Обучение может охватывать всех или только отдельные демографические группы, наиболее уязвимые в финансовом отношении и, как оказалось, наименее подкованные. В частности, женщин. Программа ориентации для новых сотрудниц может включать просмотр видеоролика о том, как снизить объем денежных средств, которые уходят на погашение долга по кредитной карте.
Инновационный метод — видеоигры, развивающие конкретные финансовые навыки. Недавно некоммерческий фонд Doorways to Dreams Fund разработал обучающую игру «Знаменитости в беде». Участники осваивают навыки управления кредитными и дебетовыми картами, играя роль финансового менеджера знаменитостей.
А компания E-Duction оказывает персоналу прямую поддержку, предоставляя беспроцентную кредитную карту, по которой можно брать взаймы в счет будущей зарплаты. При погашении задолженности используется стандартный график.
Миллионы американцев уже по уши в долгах и ничего не накопили на черный день. У нынешнего поколения задолженность в пересчете на домохозяйство в два с лишним раза выше, чем у предыдущего. При опросе, проведенном в июне 2009 года также при участии компании TNS, почти половина американцев признались, что не смогли бы за 30 дней найти $2 тысячи на непредвиденные расходы — ни из собственных сбережений, ни в банке, ни у друзей или родственников. Значит, риск банкротств очень высок и в экономике по-прежнему все висит на волоске.
Если люди не будут обладать знаниями, без которых нельзя принимать здравые финансовые решения, Соединенные Штаты может ожидать еще не одна финансовая встряска, что не сулит ничего хорошего. В том числе компаниям-производителям.