Театр одного бизнесмена. Беседа с народным артистом РФ Александром Вилькиным | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки

Театр одного бизнесмена. Беседа с народным артистом РФ
Александром Вилькиным

Режиссер и актер Александр Вилькин уверен: создать с помощью актерских навыков «товарный» имидж невозможно. Беседуя с редактором «HBR—Россия» Дмитрием Фалалеевым, профессор Театрального института им. Б. Щукина рассказывает о занятиях «Бизнес в зеркале театра», на которых он разбирает с бизнесменами пьесы и учит их получать удовольствие не только от побед, но и от поражений.

Автор: Фалалеев Дмитрий

Театр одного бизнесмена. Беседа с народным артистом РФ Александром Вилькиным

читайте также

Подходит ли ваше ПО для цифровой трансформации? Скорее всего, нет

Денис Помбриант

Укрощение альфа-лидера

Кейт Людман,  Эдди Эрландсон

Особая цена: как сделать персонализированное предложение

Вернер Райнарц,  Нико Виганд,  Юстус Хаукап

Если людям ­хорошо, прибыль ­растет

Оливия О’Нейл ,  Сигал Барсаде

Сегодня тренинговые компании предлагают бизнесменам занятия по актерским дисциплинам — пластике, мимике. Значит, на них есть спрос. Почему возрос интерес к театру?

Предприниматели думают, что таким образом решат свои проблемы: научатся актерскому мастерству — и создадут «товарный» имидж. Но они заблуждаются. Постановка голоса, речи и т.д. — все это, конечно, имеет прямое отношение к театру, но тем, что нужно бизнесменам, занимаются имиджмейкеры. Курсы, о которых вы говорите, отвечают на сугубо практические вопросы. Хотя, безусловно, актерское мастерство помогает человеку внутренне раскрепоститься. Я имею в виду упражнения на внимание, мышечную свободу, общение, перемену отношения к предмету, к партнеру.

А как можно тренировать внимание?

Есть обычное «жизненное» внимание, а есть — «сценическое», то есть направленное, сконцентрированное на определенном объекте. Обычное внимание непроизвольно, а на сцене актер целенаправленно взаимодействует с партнером. Понятно, что в театре иные цели и задачи, чем в жизни. Сценическое внимание необходимо, чтобы быть органичным на сцене. А в жизни этот театральный навык просто не нужен.

Вы ведете тренинг для бизнесменов — «Бизнес в зеркале театра, или Искусство влияния на людей». Какие вопросы вам чаще всего задают?

Это не занятия, а скорее беседы. Я сразу же предупреждаю слушателей: если вы хотите научиться органично себя вести, чтобы обманывать клиентов, то я этим не занимаюсь. Я, конечно, могу сказать, что, например, человеку с высоким тембром голоса надо работать, чтобы сделать его ниже, поскольку «неверный» тембр создает напряжение в общении. Но, повторяю, этим занимаются узкие специалисты — имиджмейкеры, логопеды и т.д.

Вот вы говорите — «обманывать». А если надо просто уметь держать себя в руках, например, на важной встрече?

Ваша убедительность зависит в первую очередь от программы, которую вы предлагаете, от вашей веры в нее и в успех дела. А если вы боитесь, что вас поймают на лжи, то и пластика, и выражение лица у вас будут соответствующими. И никакие занятия по актерскому мастерству вам не помогут.

Но ведь можно с помощью особых навыков обрести уверенность, и вы учите этому своих студентов.

Если мы говорим о настоящем актерском мастерстве, то не забывайте: речь идет о четырех годах учебы и последующей многолетней практике. И обещать глубокие знания за несколько занятий — просто шарлатанство. Есть еще один момент: эти занятия не изменят внутренний мир человека. А навыки, о которых вы говорите, — красивая, грамотная речь, умение общаться, — человек обретает в основном благодаря богатому внутреннему миру, культуре.

Если же вам нужны конкретные советы, то возьмите любой учебник по психологии и целенаправленно изучайте его, сами или с преподавателем.

Например, какой?

Есть хорошие книги Владимира Леви — «Искусство быть другим» и «Искусство быть собой». Они прекрасно подходят для самостоятельной психотерапии.

А будет ли толк от таких занятий?

В идеале, вы осознаете особенности своей манеры общения, изложения мыслей, поймете, что вам нужно изменить в себе.

То есть в тренинги по актерскому мастерству вы не верите?

Почему? Верю. Я не верю в дилетантство — и вам не советую.

И все же, чем вы занимаетесь на занятиях? Какое у вас сложилось впечатление от ваших слушателей?

Я вижу, что среди бизнесменов немало артистически одаренных людей. На первом занятии я даю специальное упражнение, и многие с удивлением узнают, что они потенциальные артисты.

Что это за упражнение?

Например, я показываю обыкновенную шариковую ручку и говорю: представьте себе, что это мобильный телефон, наберите номер мамы или жены, поговорите с ней, расскажите, чем мы сейчас занимаемся.

И что это дает?

Человек понимает: если он справился, представил себе, что ручка — это телефон, значит, у него достаточно фантазии. Человек реагирует на воображаемый предмет как на настоящий, выходит, у него есть задатки актера.

Какие вопросы предприниматели задают чаще всего?

Иногда очень наивные. Могут спросить, как завладеть вниманием масс.

Что вы отвечаете?

Что для этого надо иметь определенные данные, программу и целый штат специалистов, которые подготовят эту массу к вашему появлению. Готовя выступление, нужно понять, когда слушателям станет скучно, когда необходимо дать им расслабиться, а когда снова собрать внимание, чтобы провести свою мысль до конца, и соответственно выстраивать речь. Мои собеседники вообще часто путают две принципиально разные вещи — имидж и актерское мастерство. Но человек, который хочет быть убедительным, в первую очередь должен иметь идею. Скажем, Адольф Шикльгрубер брал уроки актерского мастерства, это общеизвестно. Но наивно полагать, что именно это помогло ему в дальнейшем подчинять себе массы. Да и не мог хороший артист научить его все время держать руки на причинном месте! Другое дело, что Гитлер умел вводить себя в экстатическое состояние — но это уже его личные способности, а не заслуга того несчастного преподавателя актерского мастерства. И, что самое главное, у Гитлера была национальная идея, именно вокруг нее он сплотил людей, жаждавших национального реванша. Я категорически не принимаю такие идеи и привожу пример Гитлера с провокационной целью: хочу вывести собеседника на разговор о целях и средствах их достижения. Это охлаждает пыл любителей задавать каверзные вопросы.

Так вот, если ты уверен в идее, которую предлагаешь, то ты заражаешь своей уверенностью потенциального партнера, поэтому он и будет участвовать в ее реализации. Но когда человек подходит к бизнесу только как к способу заработать максимальное количество денег, то мне с ним и говорить не о чем.

Не могли бы вы кратко сформулировать, чему вы учите своих слушателей?

Важно уметь описывать и анализировать структуру, в которой находится человек. Для этого нужно выйти за ее пределы. Но выйти за пределы своей жизни нельзя — если, конечно, вы не параноик со склонностью к суициду. А театр дает такую возможность. Чтобы умозрительно выйти за пределы структуры и правильно ее смоделировать, ее надо театрализовать. Это позволит правильно анализировать любую ситуацию — цели, задачи, последствия и прочее. Бизнесмен — поистине театральная фигура, ведь он воплощает в себе три театральные профессии: он и драматург, который пишет «пьесу», и режиссер, который ее ставит, и актер, который ее играет.

Польза такого метода в том, что бизнесмен может проанализировать, а в нашем конкретном случае и обсудить коллизии, мотивы, конфликты, тупиковые ситуации из реальной жизни, но на примерах мировой драматургии. А проанализировав театральную ситуацию, мы иначе напишем свою реальную «пьесу».

Именно этим мы и занимаемся на занятиях: берем пьесу и разбираем ее, играем по ролям и анализируем. Это очень полезно — увидеть систему со стороны.

То есть я могу перед важной сделкой найти какую-то пьесу и сравнить с ней свою ситуацию, чтобы правильно ее оценить?

Думаю, да. Читать драматургические произведения вообще очень полезно. Проблема лишь в том, что у предпринимателей нет на это времени. Поэтому многие из них так поражаются, когда узнают свою ситуацию в классических пьесах.

Безусловно, людям бизнеса важно смотреть на свои проблемы со стороны — но не только с позиций классического маркетинга и менеджмента.

Можно ли самостоятельно применять этот метод?

Думаю, да, хотя, зачем-то люди приходят ко мне... Дело в подходе: вещи, о которых я им говорю, принципиально отличаются от того, чему их учат на западных тренингах для лидеров. Я предлагаю «промывку мозгов».

Я беру конкретную ситуацию, скажем из «Ревизора», и мы вместе начинаем ее разбирать. И тут выясняется, что люди с высшим образованием неверно анализируют классическую сцену. Тогда я предлагаю сыграть ее по ролям. Например, сцену дачи взятки. Эта ситуация большинству моих собеседников известна не понаслышке. Но через пять минут игры они уже хохочут, понимая, насколько сковано их мышление.

А что они делают не так?

Они слишком прямолинейны — именно потому, что неверно анализируют предлагаемые обстоятельства, неправильно формулируют конечную цель и, самое главное, недиалектично к ней подходят.

Что значит «недиалектично»?

Когда вы ставите перед собой цель и не достигаете ее, то испытываете стресс. А если вы закладываете в свою «пьесу» два варианта — и выигрыша, и проигрыша, то при любом исходе получаете удовольствие. В случае поражения вы отмечаете недочеты, которые допустили при анализе ситуации. Если человек изначально готов к любому исходу, то, потерпев поражение, он не уходит в загул и не впадает в депрессию: ему интересно, как обстоятельства изменили им же написанную и поставленную «пьесу». Но если результат важнее процесса, то вы попадаете в тупик («да, я заработал миллион, но ведь кто-то заработал больше»). Важно, как вы определяете свою конечную цель. Лучше всего ставить перед собой такую цель, к которой вы будете идти всю жизнь, не останавливаясь. Мне кажется, добиваются успеха или по крайней мере не останавливаются в своем развитии именно те бизнесмены, которые не зациклены на узких целях. Такие люди обычно и пытаются анализировать свои ошибки, а я им советую получать при этом удовольствие.

Вы утверждаете, что очень важно получать удовольствие от процесса. Что вы имеете в виду?

Приведу пример. Я вполне прилично играю в шахматы, но часто проигрываю компьютеру. И я не расстраиваюсь, а учусь в процессе и, разбирая очередную партию, получаю удовольствие, понимая, какие ошибки допустил.

В начале разговора вы говорили о культурном багаже. Вы правда считаете, что культура важна для бизнеса?

Без общей культуры не бывает культуры производства, культуры бизнеса и культуры управленческого аппарата. Культура — это выработанные человечеством нравственные законы. Если у людей нет нравственной основы, все попытки удвоить ВВП обречены на провал.

К тому же чем выше уровень культуры, тем больше покоя во внутреннем мире человека, а покой дает ему возможность видеть мир объемно. Когда я говорю, что, театрализуя реальную жизнь, важно получать удовольствие и от выигрыша, и от проигрыша, мои слушатели часто не понимают меня. Они не осознают, что бизнес — это часть жизни и он подчиняется общечеловеческим законам.

Что вы делаете, чтобы они поняли вас?

Я стараюсь раскрепостить их мышление. Чтобы поставить спектакль, нужно проанализировать обстоятельства, которые привели к тем или иным событиям, а для этого — полностью погрузиться в «роман жизни», в исторический и социальный контекст. За это отвечает так называемый аналитический тип мышления, свойственный работникам интеллектуального труда. Но в театре необходимо сочетать холодный ум с пылкой эмоциональностью, которая напрямую связана с фантазированием. Вот этот эмоционально-аналитический тип мышления я и пытаюсь развивать у бизнесменов. Кстати говоря, именно это больше всего их и интересует.

И как вы раскрепощаете мышление?

Я даю некий текст, совсем короткий диалог, и прошу сыграть влюбленность, ненависть, еще какие-то эмоции. Все на основе одного и того же текста.

Но с разными эмоциями?

Нет, с разной верой в обстоятельства. Ведь при общении человек тонко улавливает разные интонации.

Разве нельзя их скрыть?

Неужели вы думаете, что, когда разговариваете с партнером, он не слышит вашу интонацию? Ведь то, что вы скажете, он и сам знает. Вам важно настроиться на определенное отношение к партнеру, потому что интонация выдаст вас с головой.

Неорганичность всегда видна. Почему люди прячут глаза? Потому что, когда слова не соответствуют выражению глаз, это заметно. Вообще мало кто умеет вести диалог, слушать и слышать.

Наверное, любому бизнесмену прежде всего важен результат и, как следствие, методы его достижения…

Если вы хотите освоить ту или иную методику, вам сначала нужно понять свои цели. Но вы правы: многие хотят, чтобы их научили в нужный момент надевать нужную маску. В жизни это умение абсолютно лишнее.

А если необходимо, скажем, во время переговоров сыграть уверенность …

Как только вы таким образом сформулируете задачу, считайте, что вы проиграли. Ведь это значит, что вы не уверены даже не в себе, а в своей программе. Хотите быть органичным — не играйте, оставайтесь самим собой.

Возвращаясь к вашим тренингам: вы показываете слушателям преимущества диалектического мышления только на примере классических произведений или обращаетесь к жизненным ситуациям?

Чтобы показать важность правильного анализа, я привожу и жизненные примеры. Предположим, есть фабрика, которая выпускает плохую обувь, — нерентабельная, запущенная. А вы уверены, что люди должны носить хорошую обувь. Оценив перспективы своего бизнеса, вы акционируете фабрику и пытаетесь наладить производство. Но для этого вам нужны новые станки, лекала, квалифицированные рабочие, качественные материалы. А что делать со старыми рабочими? Многие скажут: увольнять. Но ведь вы оставите без средств к существованию многих людей. Иначе говоря, возникает конфликт между вашей благой целью и средствами, которыми вы пытаетесь ее достичь. Значит, вы не совсем верно проанализировали ситуацию — рассмотрели ее только с точки зрения бизнеса и не учли социальный и исторический аспекты. Я предлагаю слушателям такой сюжет и спрашиваю: что вы будете делать? Большинство подходит к проблеме прагматически. В результате возникает игровая ситуация и бизнесмены начинают доказывать свою правоту. Но в их душу закрадывается сомнение: может, действительно они неправильно оценили обстоятельства?

Но ведь этот метод действует, только если у человека благие намерения…

А кто же еще станет поднимать фабрику? Другой-то будет просто покупать обувь за границей и спокойно перепродавать ее здесь.

Я сознательно ставлю своих собеседников в тупиковую ситуацию, чтобы они искали выход, не думая о личном обогащении, а уходили в в другие сферы — творчество и анализ. Этот метод применяется в театре: здесь давно уже существуют такие понятия, как «предлагаемые обстоятельства», «исходные события», «сюжетообразующие события», «центральные события», «главные события», «конфликт», «сквозное действие» и т.д.

Дело в том, что западные системы бизнес-образования культивируют психологию действия, и это, разумеется, очень важно. Но при этом никто из участников наших бесед не говорит о творчестве как о конечной цели человеческой деятельности.

Как ваши слушатели воспринимают то, о чем вы говорите на занятиях?

Сначала многое кажется им наивным. Но их отношение постепенно меняется, когда мы разбираем пьесу. Тогда и начинается разговор о перспективе — это, кстати, термин, придуманный еще Станиславским. Существует так называемая перспектива роли — то, чего ты хочешь добиться. И когда речь заходит о конечной цели, на первый план выходят разные нравственные проблемы, из-за которых бизнесмены попадают в тупик.

Какие?

Я спрашиваю их: чего вы хотите добиться, занимаясь бизнесом? Сначала они говорят о каких-то пустяках, а потом, углубляясь, мы выясняем, что конечная цель для многих из них — отнюдь не только накопление материальных благ.

То есть они неправильно определяют конечную цель?

Дело не в этом — они вообще не думают о своих целях, находясь внутри системы. И в результате не могут описать ее, познать законы, по которым она живет. А чтобы показать, что такое — эмоционально-аналитическое мышление, не читая при этом лекции по этике и морали, проще всего театрализовать жизнь. Ведь все, что происходит в жизни, да и в бизнесе, уже давно описано. И я им говорю: посмотрите, что по этому поводу думают умные люди.

Это тоже диалектическое мышление?

Да. Дело в том, что люди начинают мыслить диалектично, когда видят ситуацию как бы сверху — не только в масштабе своей компании, но и на фоне глобальных процессов.

Как зритель в театре?

В том-то и дело, что бизнесмены — не просто зрители, они — драматурги, режиссеры и актеры. И когда я им это объясняю, они, в силу природного тщеславия и огромной внутренней энергии, увлекаются. Что, если не просто пытаться переиграть партнера, а, взглянув со стороны на ситуацию, понять, зачем его обыгрывать. Или подумать: нужно ли вообще это делать? Может, имеет смысл проиграть, чтобы ваш более сильный конкурент думал, что вы слабее, чем на самом деле. С точки зрения чистого бизнеса это кажется абсурдным. И если я бизнесмену скажу все это в лоб, он и слушать меня не станет. А на примере пьесы он увидит, что, пожертвовав фигуру, можно выиграть партию. Действуя таким образом, он сам создает и ставит свою «пьесу». Безусловно, иногда предприниматели интуитивно так и поступают, но важно показать им эту особенную роль бизнесмена — драматурга, режиссера, актера.

Но ведь бизнес — это всегда противостояние, стремление к победе. А вы утверждаете, что иногда лучше проиграть. Нет ли тут противоречия?

На занятиях я всегда говорю: человек не может в каждый момент быть победителем — нельзя на этом строить жизнь. В конце концов он просто сломается или его обойдут конкуренты. Этот подход, культивируемый, кстати, западными системами образования, ведет к стрессу. Я предлагаю играть в бизнес, а не, говоря образно, убивать и не убиваться самому ради бизнеса. Следуя такому принципу, начинаешь философски смотреть на мир, обретаешь внутренний покой и гораздо реже испытываешь стресс.

Скажите, какие аспекты актерского мастерства, по вашему мнению, могли бы быть полезными для бизнесменов?

Работа над собой ради обретения чувства абсолютной свободы. А вообще, я думаю, бизнесменам полезно встречаются с людьми из самых разных сфер деятельности, в том числе и с людьми театра. Ведь «Театр — это зеркало, поставленное перед природой», как сказал знаток человеческой натуры Вильям Шекспир.