Коллеги и лидерское развитие | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Коллеги и
лидерское развитие

Автор: Диксон Нэнси

Коллеги и лидерское развитие

читайте также

«Хорошие» компании выпускают больше инновационных продуктов

Ду Шуйли,  Люо Сюэмин

Сканворд для лидера

Мясоедов Сергей

Чтобы переговоры были успешными, не забудьте пожать друг другу руки

Франческа Джино

7 июня 2016 года журнал «Harvard Business Review — Россия» провел очередной бизнес-завтрак, посвященный цифровой трансформации бизнеса.

В1995 году Нейт Аллен и Тони Берджесс, два молодых офицера, вместе учившихся в Уэст-Пойнте, получили назначение в одну и ту же часть, расквартированную в Гонолулу. Под командой у каждого оказалось три взвода — 120 человек. По вечерам приятели встречались и обсуждали трудности командирской работы, а со временем создали специализированный сайт CompanyCommand, посвященный проблемам младших офицеров. Молодые командиры обращались сюда за советом и помощью. Малобюджетный проект, поначалу существовавший в основном на средства двух его основателей, вскоре преодолел границы армейской корпоративной сети, получил дополнительную финансовую и технологическую поддержку и существенно разросся. Как и многие виртуальные сообщества по интересам, способствующие освоению тонкостей профессионального мастерства, портал CompanyCommand помогает руководителям совершенствовать свои лидерские навыки. Фактически это новая модель программы подготовки лидеров, которую могут использовать организации. Она обладает достоинствами как неформальных социальных сетей (часто такие сети образуются случайным образом, скажем по географическому признаку), так и структурированных внутрикорпоративных программ повышения квалификации.

Метод развития лидерских навыков через обмен опытом не укладывается в рамки традиционной концепции подготовки лидеров. Участники проекта CompanyCommand не полагаются на знания признанных авторитетов и экспертов, гораздо больше они ценят опыт практикующих профессионалов. Знания, которые специалисты накапливали на протяжении многих лет, могут оказаться неактуальными в условиях быстро меняющейся среды, скажем при ведении боевых действий в Ираке. Поэтому молодые офицеры больше доверяют непосредственному, некнижному опыту и быстрее его перенимают. Дело в том, что помимо практической пользы общение с равным оказывает еще и мощное эмоциональное воздействие.

Другая особенность CompanyCommand — нацеленность на конкретные детали и ситуации, а не на общие рекомендации, что характерно для традиционных систем подготовки лидеров. На этот портал люди заходят со своими реальными проблемами и получают знания, основанные на уникальном опыте другого человека. Важно, что нужная информация появляется практически немедленно, пока надобность в ней не отпала (не «на всякий случай», а «точно вовремя»). Чаще всего у командира, сталкивающегося с насущной проблемой, нет времени ждать очередного занятия по повышению квалификации, которое, скорее всего, будет посвящено совсем иным материям.

И наконец, вместо однонаправленного потока информации («мое дело — говорить, ваше дело — слушать») CompanyCommand предлагает живое общение в режиме онлайн. Это значит, что человек, обращаясь за помощью, может уточнить вопрос и пересмотреть свою позицию, а принимая решение, имеет возможность опереться на мнения разных советчиков. Часто обсуждение некоторых тем, например обстановки в афганской долине Шай-Кот, выходит за пределы форума, охватывая все больше людей. О злободневных проблемах они говорят и в неформальной обстановке — «в курилке», и во время официальных встреч участников Company-Command. Эти встречи напоминают «круглые столы», устраиваемые руководителями компаний, или конференции, на которых представители разных организаций знакомятся друг с другом и делятся опытом.

Приняв описанную схему, компания, безусловно, частично утрачивает контроль над процессом подготовки лидеров. Хотя армейское начальство и наблюдает за деятельностью Compa-nyCommand, главными действующими лицами в проекте остаются младшие командиры — именно они определяют программу и порядок обмена информацией. Далеко не каждая компания согласится доверить своим сотрудникам столь важное дело, и далеко не в каждой компании сотрудники решатся открыто обсуждать свои проблемы. К тому же подобные проекты в принципе ориентированы на повышение квалификации отдельных сотрудников, а не на достижение общекорпоративных целей. В результате у руководства компании может возникнуть сомнение: а стоит ли эта затея затрачиваемых на нее времени и средств? Тут следует заметить, что наличие форума, где военнослужащие имеют возможность по собственному усмотрению совершенствовать свое мастерство, существенно помогает армии в целом повышать квалификацию командиров как сегодняшнего, так и завтрашнего дня. А ведь это одна из главных задач любой организации.