читайте также
Исследование: Бен Вермарке и его коллеги по Католическому университету города Левена (Бельгия) дали два задания на когнитивное обучение студентам и… лабораторным крысам. Исследователи сначала учили испытуемых различать «хорошие» и «плохие» шаблоны, а затем смотрели, способны ли они пользоваться полученным навыком при работе с другими шаблонами. В первом задании шаблоны различались только по одному показателю — ориентации или размещению в пространстве. Здесь крысы и люди продемонстрировали одинаково хороший результат. Но во втором, где шаблоны различались сразу по обоим параметрам, крысы вырвались вперед.
Вопрос: Действительно ли грызуны умнее, чем мы привыкли считать? Возможно ли, что они порой превосходят нас по когнитивным способностям?
Господин Вермарке, защищайте свою идею!
Вермарке: Здесь очень важное слово — «порой». Крысы действительно опередили людей во втором задании. Они дольше учились различать «хорошие» и «плохие» паттерны — но, когда им дали новый набор, быстрее применили полученный навык. Чтобы указать на свой выбор, им пришлось плыть — в то время как студенты сидели за компьютерами. Но в остальном мы постарались максимально уравнять условия эксперимента.
HBR: Как вы объясняете успехи крыс? В первом задании акцент делался на формулировке правил. Во втором — на обобщении данных. Человек обучается обоими способами. Система выработки правил сформировалась в процессе эволюции: как, например, определить, съедобна ягода или ядовита? Вы запоминаете, что вот такая, маленькая и красненькая, годится в пищу, и экономите энергию, игнорируя все ягоды другого цвета и формы. Наш мозг привык искать такие правила везде. Мы выучиваем их в семье, в школе, на работе — и с их помощью принимаем множество верных решений. Но часто ситуации слишком сложны, чтобы регулироваться простыми правилами. Здесь в игру вступает обобщение данных. Представьте себе рентгенолога, изучающего снимок пациента. Если спросить его, какие правила он использует, определяя, может ли вот это пятнышко оказаться онкологией, он не сразу вам ответит. Он обучился этому, исследуя характерные примеры в медицинском институте, затем на собственном врачебном опыте. В конце концов все увиденное помогло ему выработать чутье на такие вещи. Еще один яркий пример — менеджер, проводящий собеседование. Однозначных правил, помогающих найти идеального сотрудника, не существует. Необходимо учесть множество факторов и положиться на собственную оценку — или интуицию, — основанную на предыдущем опыте общения. К сожалению, множество фактов указывает на то, что человеку сложнее обобщать информацию таким образом, поскольку он продолжает искать правила даже там, где их нет.
А у крыс такой проблемы нет?
Нет! Более развитый мозг не всегда оказывается полезнее. Мы предполагаем, что, вместо того чтобы изучать конкретные данные и пытаться найти и применить правило, крысы воспользовались так называемой категоризацией по аналогии: похож ли этот шаблон на «хорошие»?
Крысы и правда так рассудительны? Еще со времен работы над диссертацией я пытаюсь понять, насколько сложные задания они способны выполнять. Мой ответ — очень сложные. Раньше считалось, что крысы почти слепы; сейчас мы знаем, что у них довольно развитое зрение. Мы доказали, что они могут отличить фильм, в котором показывают крысу, от фильма без крысы. Дэвид Кокс и его коллеги по Гарварду говорят, что крысы способны распознать трехмерный объект, даже если его повернуть или изменить его размер. Эти и другие данные показывают, что крыса — ценная модель для исследования сложных зрительных процессов.
Почему нам важно знать, что умеют крысы?Хотя мозг крысы меньше и проще человеческого, исследования показали, что они невероятно близки по структуре и функциям. Оба состоят из большого числа нейронов, тесно связанных между собой и постоянно обменивающихся сигналами. Но мы пока очень плохо понимаем основные принципы, определяющие эту коммуникацию. Поэтому начинаем с менее сложных систем других млекопитающих. Вы ведь не изучаете с нуля английский по трагедиям Шекспира? К тому же на крысах можно проводить эксперименты, невозможные на людях. Взять мое последнее исследование в Гарварде. Мы удаляем у живой крысы фрагмент черепа и замещаем его специальным стеклом, чтобы буквально заглянуть ей в мозг и увидеть, как меняются нейронные цепи при выполнении заданий. Мы можем проделать это со множеством особей.
Что об этом думает Общество защиты животных? Мы всегда следуем принятым стандартам гуманного содержания и использования животных. Между прочим, один из плюсов того, что крысы оказались такими разумными и удобными для наших экспериментов, — мы смогли отказаться от опытов на обезьянах. Конечно, крысы не всегда заменяют приматов. Но для некоторых научных целей они подходят. Их можно обучать большими группами, и с ними связано меньше этических и финансовых ограничений.
А на каких еще видах животных можно изучать работу мозга? Нейробиологи используют довольно много животных, и у каждого свои преимущества. Например, мальки рыбы-зебры совершенно прозрачны. Это позволяет ученым делать снимки развивающихся клеток их мозга и видеть, какие молекулы важны на каждой стадии, — подобная информация проливает свет на развитие человеческого эмбриона. Еще пример — самцы певчих птиц, которые в молодости вырабатывают свою характерную песню. Исследователи изучили связанные с этим нервные процессы, чтобы лучше понять, как при смене поведения и постепенном оттачивании вокальных навыков развивается моторика. Аналогичное явление можно наблюдать у детей, которые путем проб и ошибок учатся ходить, есть и говорить.
Вернемся к вашему эксперименту. Вы ожидали, что люди проиграют крысам? Нет. Сначала опыты проводились только на крысах. Мы просто хотели понять, как они справятся с двумя типами обучающих заданий. Однако, заметив, что их результаты не похожи на те, что демонстрировали в подобных экспериментах люди, мы решили провести максимально полную параллель со студентами. Выводы нас весьма удивили.
Как нам, людям, перестать искать правила и начать эффективнее обобщать информацию? Как нам обыграть крыс? Могу предложить такой прием: дайте вашему мозгу еще одну задачу на поиск правил — и у него высвободятся ресурсы для обобщения данных. Винсент Филотео из Калифорнийского университета в Сан-Диего провел эксперимент, участникам которого предлагали выполнить задание, очень похожее на наше. Люди намного лучше справлялись с ним, если между обучением и проверкой нового навыка им предлагали запомнить ряд чисел. Эта новая задача как раз задействовала ту часть мозга, которая ответственна за поиск правил. Впрочем, здесь можно и нужно провести еще ряд опытов. Мы узнали об этой особенности уже примерно 15 лет назад — но все еще не понимаем точно, как использовать ее в школах и других образовательных заведениях, чтобы усовершенствовать обучение.