Даже женщины убеждены, что мужчины креативнее их | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Даже женщины убеждены, что мужчины
креативнее их

Почему вдруг женщины поверили, будто идеи мужчин лучше?

Автор: Эдамс Кейт брала Интервью

Даже женщины убеждены, что мужчины креативнее их

читайте также

Доктор Apple: как инновации компании могут изменить здравоохранение

Аниш Чопра,  Дэвид Блюменталь

Прыжок в неизвестность

Марина Иванющенкова

Связной. Стратегия бурного роста

Свежий номер HBR Россия: самое интересное

Исследование: Девон Праудфут, аспирантка Университета Дьюка, и ее коллеги Аарон Кей и Кристи Коваль провели несколько исследований, посвященных гендерным стереотипам и творчеству. В рамках одного из исследований участникам предложили оценить, насколько важны для креативности те или иные личные качества. Результаты показали, что и мужчины, и женщины чаще связывают креативность с традиционно «мужскими» чертами (независимостью, дерзостью), чем с «женскими» (стремлением сотрудничать, чуткостью). Участники другого исследования должны были оценить дизайн дома, при этом одним говорили, что архитектор — мужчина, другим — что женщина. Все испытуемые признали более оригинальным проект, якобы выполненный мужчиной.

Вопрос: Действительно ли гендерные предрассудки настолько сильны, что мешают нам оценивать таланты человека? И почему вдруг женщины поверили, будто идеи мужчин лучше? Мисс Праудфут, защищайте свою идею.

Праудфут: Наши исследования показывают, что креативность ассоциируется с «активными» мужскими чертами: смелостью, готовностью рисковать, независимостью. Именно поэтому многие полагают, что в целом мужчины более творческие люди, чем женщины. Это убеждение влияет не только на оценку работы, как в случае с архитектурным проектом. Руководители 134 топ-менеджеров, например, сочли женщин значительно менее способными к ­творческому мышлению. Это имеет важные последствия: участники другого нашего эксперимента признали ­менеджеров-мужчин, чья креативность оценивалась выше женской, более достойными поощрения.

HBR: Отлично. Еще один пример того, как мужчины получают признание, которого они, вполне возможно, не заслужили.

На самом деле наши выводы свидетельствуют не об этом. Структура полученных данных доказывает, что начальники не переоценивают мужчин — они недооценивают женщин. Именно это приводит к гендерному перекосу.

Почему, говоря о креативности, так важно обращать внимание на гендерные стереотипы?

Наша работа — часть масштабной программы по изучению социальных и психологических процессов, которые могут объяснить, почему женщины не получают высоких должностей. К тому же сейчас появляются свидетельства того, что креативность на работе ценится все выше. Именно она в результате проведенного недавно опроса 1500 гендиректоров была признана важнейшим навыком будущего. Поэтому ее оценка во многом определяет, кто продвинется по служебной лестнице, а кто нет.

Но ведь женщин на руководящих постах мало не только поэтому. Наверняка есть и другие причины.

Существует множество исследований, показывающих, что мужчины считаются более компетентными, умными и склонными к лидерству, чем женщины. Мы знаем также, что представление о креативности обычно связано с восприятием способностей как таковых. В то же время ничто не говорит о том, что более высокая оценка мужчин автоматически приводит к более высокой оценке их новаторских способностей. Проанализировав с помощью статистических методов особенности восприятия участниками эксперимента навыков и способностей оцениваемых людей, мы обнаружили, что дело не только в общем предубеждении против сотрудников женского пола. Если говорить о креативности, то тут свои особенности.

Какие?

Судя по полученным данным, мужчин считают более изобретательными, потому что для творчества якобы необходимы самостоятельность, независимость и способность нестандартно мыслить. А эти качества приписывают именно мужчинам.

А почему мы вообще ассоциируем творчество с этими качествами?

Этого мы не изучали. Опять же, все участники наших экспериментов были американцами. Так что, можно сказать, мы анализировали особенности восприятия креативности представителями конкретной культуры. Но очевидно, что эта культура очень индивидуалистическая, утверждающая независимость как способ достижения целей. Американцы связывают инновации с самостоятельностью и автономностью.

Можем ли мы бороться с этими предрассудками, продвигая больше женщин на высокие должности?

Мы выяснили, что аналогичные предрассудки есть и у самих женщин.

То есть женщины тоже настроены против представительниц своего пола.

Грустная история. Откровенно говоря, эти выводы нас не удивили — мы и сами об этом дога­дывались.

Может, женщинам нужно просто вести себя по-мужски?

В ходе одного из экспериментов мы попросили участников прочесть описания профессиональных качеств менеджеров — мужчин и женщин. Мы обнаружили, что если о менеджере-мужчине сказано, что он действует «по-мужски», то его считают более креативным — и в большей степени заслуживающим повышения или премии. Женщина таких ассоциаций не вызывает, даже если ее действия описываются теми же словами.

Час от часу не легче! А что можно сказать о работодателях? Полагаю, эти стереотипы бытуют во многих компаниях?

Конечно. Большинство людей хотя бы иногда подпадают под влияние гендерных шаблонов. Это безусловно влияет на успех организаций. Если они не замечают креативности в идеях и действиях женщин, то могут упустить реальные инновации.

Если все знают, что гендерные стереотипы плохо сказываются на жизни людей, работе организаций и на экономике в целом, почему мы не можем их преодолеть?

Хороший вопрос. Гендерное неравенство в обществе поддерживается множеством механизмов. Мы исследуем только один из них. Люди несовершенны в том, как они оценивают окружающих. На них часто влияют предрассудки и социальные предубеждения. Они вечно заняты, ментально перегружены и выносят суждения слишком быстро. Все это определяется нашими когнитивными ограничениями.

Число женщин-предпринимателей быстро растет. Возможно, женщины работают на себя, в том числе, чтобы избежать влияния этих стереотипов?

Не знаю, но сейчас я участвую еще в одном проекте: на основе многолетних данных о предпринимателях обоего пола пытаюсь понять, одинаков ли у мужчин и женщин шанс получить средства от венчурных фондов. Мы анализируем, можно ли объяснить предполагаемые расхождения представлениями о креативности и склонности к риску.

Какие еще вопросы вы хотели бы поднять в своих исследованиях?

Нас интересуют еще два вытекающих из предыдущих проектов вопроса. Во-первых, воспринимаются ли женщины с мужскими чертами как более творческие? Во-вторых, в каких случаях гендерные стереотипы работают против мужчин? Например, одно из наших исследований показало, что в сфере дизайна одежды мужчины не кажутся более креативными, чем женщины. Хотелось бы понять, почему.

Вы нашли какие-либо способы противостоять предрассудкам?

Наши выводы — лишь первое свидетельство гендерной дискриминации в области креативности. Чтобы давать советы, нужно накопить больше данных. Но я надеюсь, что любой, кто прочтет это интервью, в следующий раз, оценивая творческий вклад людей, задумается, не влияют ли на него гендерные стереотипы. Осведомленность — это уже шаг в верном направлении. Исследования также показывают, что стереотипы чаще действуют на тех, кто устал или выдохся: у таких людей не хватает когнитивных ресурсов на верную оценку.

То есть иногда полезно просто выспаться — особенно если знаешь, что тебе предстоит кого-то оценивать?

Совершенно верно.