Прежде чем рассказать анекдот... | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Прежде чем
рассказать анекдот...

Стоит ли шутить на собеседовании

Прежде чем рассказать анекдот...

читайте также

«Хочу и буду»: что нужно знать о счастье, работе и деньгах

Михаил Лабковский

Что делать, если вы умнее своего начальника

Эми Галло

Повара готовят лучше, когда видят своих клиентов

Ким Тами,  Райан Бьюэлл,  Цзай Чиа-Цзюн

Как создать культуру экспериментирования

Стефан Томке

Представьте, что на собеседовании вы задаете кандидату классический вопрос «Кем вы видите себя через пять лет?», а он внезапно отвечает: «Юбиляром, отмечающим пятилетие этого вопроса». Шутка не самая смешная, но надо отдать человеку должное: он чувствует себя уверенно. Понятно, что ваш собеседник легкий и непринужденный в общении. Скорее всего, шуткой он не испортил впечатления о себе.

Это лишь один из выводов экспериментов, призванных выяснить, как люди реагируют на хохмы в рабочей обстановке — а именно, как смешная, несмешная или сальная шутка влияет на наше впечатление о компетентности сотрудника, его статусе и уверенности в себе. В своем первом исследовании — связи между юмором и статусом — группа ученых под руководством Т. Брэдфорда Биттерли из Уортонской школы бизнеса использовала различные сценарии, в том числе собеседования и презентации.

Некоторые из их умозаключений предсказуемы: смешные анекдоты приносят сотрудникам больше очков, чем несмешные, а непристойные шутки снижают статус и компетентность рассказчика в глазах слушателей — хотя он и выглядит после них увереннее в себе. (Исследователи использовали фразу с сексуальным подтекстом из сериала «Офис» — результаты подтвердили, что так делать не надо.)

Отношения между попытками пошутить и их результатами асимметричны. Смешная шутка заметно улучшает репутацию рассказчика — но несмешная почти не ухудшает ее. Исследователи рассмотрели ряд контекстов и не обнаружили большой разницы между восприятием слушателями серьезного ответа на вопрос — и ответа в виде не­удавшейся шутки. Напрашивается вывод, что в целом не надо бояться шутить несмешно; главное — не шутить пошло.

Это приятная новость, ведь юмор всегда субъективен, и даже лучшим комикам случается ошибаться в оценках того, над чем зритель засмеется, а над чем нет. «Научные знания о юморе удивительно ограничены, и оценить риск неудачной шутки непросто: люди на рабочем месте порой допускают непростительные ошибки в этом плане, — рассказывает одна из ученых, Элисон Вуд Брукс из Гарвардской школы бизнеса. — Однако если вы справитесь с задачей, то много выиграете».