Не берите чужого | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки

Не
берите чужого

Как отследить мысли, которые нам навязали, и начать думать своей головой

Автор: Михаил Саидов

Не берите чужого
Mulyadi / Unsplash

читайте также

4 правила эффективной презентации

Грег МакКеон

Как разговаривать с сотрудником, который не оправдывает ожиданий

Дженни Фернандес

Диалоги: Кто рано встает, тому бог, и правда, подает

Рандлер Кристофер

Как не провалить сделку

Питер Брегман

читайте также

Общественное мнение нередко берет верх над индивидуальным, а личная точка зрения формируется под влиянием того, что говорят и делают окружающие. Это пагубно сказывается на нашем психологическом состоянии и поведении и мешает действовать разумно. Разберемся, как отследить навязанные мысли и транслировать только то, что близко нам самим.

Почему мы впитываем чужую точку зрения

Жажда одобрения. Чтобы произвести хорошее впечатление и быть принятыми окружающими, мы лжем; чтобы привлечь внимание и помощь — притворяемся жертвами. Мы пытаемся угодить другим и вписаться в их искаженные стандарты; критикуем себя, когда не соответствуем их ожиданиям, а порой и жертвуем собственными интересами ради одобрения. Представим себе, что коллеги обсуждают некую ситуацию и большинство выражает мнение, противоположное вашему. Если вам важно одобрение, вы согласитесь с позицией окружающих и не станете говорить о том, что думаете.

Стыд и вина. Быть не принятым в обществе — это эволюционный страх. Он связан с тем, что наши предки не ощущали себя в безопасности и находились под угрозой смерти: соплеменники могли выгнать их из общины за то, что они выделялись. Таким образом предки теряли статус и общину — а в те времена это означало гибель.

Чувства стыда и вины не присущи нам с рождения, они развиваются в процессе взаимодействия с обществом. В ситуации с коллегами нам стыдно признать, что у нас иная точка зрения. В этот момент мы начинаем бояться, что, как и наши предки, потеряем общественный статус и останемся одни. Но на самом деле мы просто испытываем стыд за себя настоящего.

Вина и стыд отличаются друг от друга. Когда мы испытываем чувство вины, мы осуждаем себя сами — например, из-за того, что сдали проект не вовремя или опоздали на встречу. Ощущая стыд, мы, напротив, смотрим на себя глазами другого человека: стыд всегда требует несколько участников. Мы испытываем стыд, например, когда думаем, что другие узнают: у нас иная политическая позиция, — и осудят нас.

Эти эмоции — защитный механизм психики. Легче почувствовать себя виноватым или устыдиться, чем высказать все, что мы думаем о том, кто нас осудил. Если коллега оскорбил вас, поняв, что вы придерживаетесь противоположной точки зрения, и назвал глупцом, вы, скорее всего, почувствуете вину и стыд. Дело в том, что древний мозг побоится выразить злость и ответить обидчику, ведь в понимании мозга это может закончиться увечьем.

Что делать, если вы почувствовали вину или стыд

1. Пройдите «детектор лжи». Спросите у себя: «Кто меня осуждает?» Являюсь ли я своим собственным судьей или просто слушаю то, что мне говорят другие?

2. Примите ассертивную позицию. Ассертивность — способность человека не зависеть от внешних влияний и оценок. Если вас осуждают — выразите злость. Спросите у себя: «Что было бы в этой ситуации примером общения без насилия?» и действуете исходя из этого. Например, в случае с коллегой, который оскорбляет вас из-за того, что вы придерживаетесь иной позиции, можно сказать, что вам неприятны оскорбления и, если он не прекратит, вам придется перестать взаимодействовать с ним.

Как блокировать большую часть внешней информации

Каждый день нам в голову приходит тысяча мыслей из разных источников: соцсети, новости, книги, радио, люди вокруг. Потребление информации во многом схоже с потреблением пищи. Иногда мы переедаем или едим то, что убивает нас, — точно так же мы поглощаем слишком много информации и потребляем то, что убивает наше мышление.

Чтобы этого не случалось, принимайте во внимание советы только тех людей, которых можно считать «продуктами своего продукта» — примерами того, что они говорят. Скажем, если вы думаете, как вывести бизнес из кризиса, то читайте рекомендации только тех специалистов, у которых есть как минимум собственный бизнес, опыт и реальный результат.

Отследить навязанные мысли поможет авторская методика ОЗЭРО (О — обстоятельство, З — значение, Э — эмоция, Р — реакция, О — новое обстоятельство).

Этот способ позволяет разложить любую ситуацию на составляющие. Мы думаем, что зависим от обстоятельств. Но на самом деле мы зависим от собственных мыслей и от того, как мы воспринимаем реальность. Обстоятельство — это всегда нейтральный факт, он не имеет эмоциональной окраски.

Рассмотрим приведенный выше пример: коллега из-за расхождения во взглядах назвал вас глупым. Это обстоятельство — ваш коллега произносит некие слова.

Значение этому обстоятельству вы придадите сами. Кто-то почувствует спокойствие, кто-то начнет злиться и размышлять о несправедливости такой оценки. 

Затем проявится соответствующая эмоция — скажем, грусть, чувство вины или злость. Раздражение — это индикатор сопротивления реальности.

От эмоции будет зависеть реакция — например, от негативных чувств родится обида на коллегу, возникнет недопонимание в коллективе. Новым обстоятельством станет то, что произойдет в дальнейшем.

Чтобы тренировать реакции мозга, спрашивайте себя:

• Почему я так отреагировал?

• Что я чувствовал, когда так реагировал?

• Что я подумал, когда так себя почувствовал?

• Верю ли я в то, что думаю?

Эти вопросы помогут вам проверить свои мысли, понять, навязанные они или искренние, и выбрать конструктивные, а не деструктивные реакции.

И помните: с помощью рефлексии можно отследить, какое значение мозг пытается придать тем или иным обстоятельствам и информации, и при необходимости изменить его.