Пять самых больших ошибок Стива Джобса | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Пять самых больших ошибок
Стива Джобса

Чему научили основателя Apple его ошибки

Автор: Питер Симс

Пять самых больших ошибок Стива Джобса

читайте также

Технологический прорыв: сценарий для России

Настас Томас

Цена оправдывает сервис

Анастасия Миткевич

Искусство отказа и согласия

Брюс Тулган

Умный бизнес Alibaba

Мин Цзэн

Очень плохую услугу всем, особенно молодым людям, оказывают истории о самых успешных предпринимателях. Те истории, которые производят впечатление чего-то очень легкого. В реальности же все совсем наоборот - даже для таких творческих гуру как Марк Цукерберг, Джек Дорси, Говард Шульц, Венди Копп. И для даже легендарного Стива Джобса. Как и в любом творческом процессе, предприниматель, который хочет изобретать, внедрять инновации, или создавать что-то новое, должен быть готов к неудачам и ошибкам. Они позволяют узнать, что работает на деле, а что нет.

Дорси экспериментировал много лет, прежде чем, наконец, пришел к тому, что впоследствии стало Twitter’ом. Венди Копп начал проект Teach for America сначала как общественную ассоциацию, на скудный бюджет после окончания колледжа. А Говард Шульц, несмотря на то, что видел потребность американцев в кофейнях как месте общения, подобно тем, что существовали в Европе, в первой попытке потерпел неудачу. Как я уже писал в своей книге Little Bets, когда было открыто первое кафе в Сиэтле в 1986 году, в нем непрерывно играла оперная музыка, меню было на итальянском языке, и не было стульев. Шульц признает, что он и его коллеги должны были совершить «много ошибок», чтобы прийти к тому Starbucks, который мы знаем сегодня.

Несмотря на все, что мы, возможно, читали о Стиве Джобсе, он не был исключением. Вот пять величайших ошибок Джобса, и, как показывает история, все они научили его чему-то:

1. Назначение Джона Скалли на должность генерального директора Apple. Чувствуя, что ему нужен опытный партнер в области операционного управления и маркетинга, тогда еще 29-летний Джобс привлек Скалли в Apple с помощью ставшего уже легендарным предложения: «Вы хотите всю оставшуюся жизнь продавать сладкую воду или вы хотите пойти со мной и изменить мир?» Скалли заглотил приманку, но в течение двух лет организовал кампанию по увольнению Джобса. Джобс, очевидно, и сам считал найм на работу Скалли своей большой ошибкой.

2. Предположение, что Pixar ожидает слава крупного производителя оборудования. Когда Джобс был последним и единственным покупателем компании в 1986 году, а Джордж Лукас был вынужден продать графическое подразделение Pixar компании Lucasfilms (за $ 10 млн), он не ожидал, что прибыль компании принесут анимационные фильмы. Вместо этого, как рассказывает историк Pixar Дэвид Прайс в своей замечательной книге The Pixar Touch, Джобс считал, что Pixar станет крупнейшим производителем оборудования. Даже такой проницательный человек как Стив Джобс не смог предсказать что выстрелит для Pixar, но к его чести, он поддерживал соучредителей Эда Кэтмолла и Джон Лассетера в их желании заниматься производством полнометражных цифровых анимационных фильмов. Он отстаивал возможность делать короткие фильмы, которые позволили в итоге овладеть технологией и сделать полнометражный фильм Toy Story.

3. Неспособность правильно определить целевой рынок для компьютера NeXT. Хотя в 1996 году Джобс и пытался представить дела с NeXT успешными (когда активы были проданы компании Apple за $429 млн), мало кто в Кремниевой долине был с ним согласен. Компания с самого начала безуспешно пыталась найти нужный рынок и целевых клиентов. Если вы еще не видели видеозапись Джобса с описанием целевых клиентов NeXT, загляните на YouTube. Очевидно, что даже сам Джобс не имел о них четкого представления. Он говорит: «У нас были трудности с тем, чтобы понять, кто именно является нашим клиентом, и я хотел бы показать вам, почему».

4. Многочисленные неудачные запуски продуктов. Apple Lisa. Macintosh TV. Apple III. PowerMac G4 cube. У Джобса было выдающееся понимание вектора развития технологий, но даже он попадал впросак, и часто. Урок из этих неудачных продуктов я извлек такой: люди скоро забудут, что вы были неправы в мелочах, если вам удастся найти важное основное направление (в случае Джобса это iPod, iPhone, IPAD, и т.д.). Джобс являл собой в Apple подразделение по исследованию рынка, состоящее из одного человека, что несло большой риск. Но следует отметить, что результативность его попаданий со временем улучшилась. Это не удивительно, поскольку он всегда целенаправленно развивал свои творческие способности.

5. Множество попыток продать Pixar. К концу 1980-х годов, владея Pixar уже 4-5 лет, Джобс пытался несколько раз продать компанию, чтобы хотя бы вернуть свои инвестиции, которые в итоге составили примерно $50 млн. Он предлагал купить Pixar, среди прочих, Биллу Гейтсу, Ларри Эллисону, а также многочисленным стратегическим партнерам и компаниям. Но потенциальных покупателей не нашлось. Это пошло на благо Джобсу и его наследию. В конце концов ему удалось совершить сделку c корпорацией Disney за $7,4 млрд.в 2006 году.

Урок, кажется, довольно прост: даже великие провидцы мира бизнеса и герои нашего времени часто сталкиваются с неудачей. Ошибки являются частью любого творческого процесса и жизни, но по некоторым причинам мы живем в культуре, которая несет парализующий страх неудачи. Он в свою очередь препятствует активным действиям и лишь укрепляет жесткий перфекционизм. Это самая опасная черта для тех, кто хочет быть более творческим, изобретательным, хочет развивать дух предпринимательства. Противоядием может служить небольшой эксперимент, в котором любые потенциальные потери оценимы и приемлемы.

Революция определенно будет импровизацией.