Три правила хорошей презентации | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Три правила
хорошей презентации

Что требуется для замечательного выступления — такого, которое пробуждает в людях интерес, подталкивает их к действию?

Автор: Кармин Галло

Три правила хорошей презентации

читайте также

Секрет ИИ: почему одним компаниям алгоритмы помогают, а другим нет

Джон Д. Вуд,  Нада Р. Сандерс

Что важно знать об управлении функциями

Дженнифер Райел,  Роджер Мартин

Когда толпа ошибается

Санстейн Кэсс

Как Facebook защищает данные своих пользователей

Мелисса Луу-Ван

Что требуется для замечательного выступления — такого, которое пробуждает в людях интерес, подталкивает их к действию? Конференции TED, безусловно, задали новую планку в этом искусстве, и по просьбе HBR Крис Андерсон, основатель этого мероприятия, изложил прошлым летом в статье уроки, полученные за 30 лет работы конференции.

Однако наравне с опытом и интуицией имеет смысл обратиться к анализу данных. Какие выводы можно получить, если выслушать самые удачные речи последних лет (общая продолжительность которых 150 часов), пообщаться с ораторами, а затем проконсультироваться с специалистами, изучающими человеческий мозг и природу убеждения? Именно так я поступил, и вот что в итоге выяснилось.

Использовать эмоции. Речь Брайана Стивенсона «Поговорим о несправедливости» удостоилась самой долгой овации за всю историю мероприятия. Этот адвокат и правозащитник, сумевший выиграть в Верховном суде дело «Миллер против штата Алабама» (и создавший прецедент, по которому запрещается карать несовершеннолетних за убийство пожизненным заключением без права на досрочное освобождение), несомненно, знает, как убеждать свою аудиторию.

Я разделил содержание его речи на три типа убеждения по Аристотелю. Только 10% попало в сферу «этоса» (вызвать доверие к говорящему), 25% составил «логос» (данные, статистика) и целых 65% — «патос» (эмоции, рассказ). В 18-минутную речь Стивенсон вставил три живых примера в подкрепление общей мысли, и в первую очередь историю о своей бабушке. На вопрос, почему он начал с этого, Стивенсон ответил просто: «Потому что у каждого была бабушка». То есть таким образом, он установил контакт со слушателями.

Истории, пробуждающие эмоции, в то же время лучше всего служат для разъяснения и наставления, они вдохновляют людей и побуждают их действовать. Обычно в разговорах по делу много данных, а сюжетов мало, однако они нужны для доказательства основной мысли. Включайте в рассуждение анекдоты из собственного опыта, из жизни других людей, историю успеха или провала какого-нибудь проекта. Все это усиливает презентацию.

Стремиться к новизне. Все хотят видеть и слышать что-то новое. На конференциях TED выступающих заранее просят «не показывать старые трюки». Ждут новой, уникальной, даже шокирующей информации.

В 2009 году, выступая на TED с речью о распространении малярии на территории Африки, основатель Microsoft и филантроп Билл Гейтс напугал аудиторию, открыв банку с комарами. «Малярия переносится комарами, — напомнил он. — Я принес их сюда, чтобы вы могли ощутить этот страх на себе. Пусть летают по залу. Почему только бедняки должны их бояться?» Потом он заверил слушателей, что комары не инфицированы — но только потом, когда уже завладел вниманием аудитории и вовлек ее в разговор.

Нейробиолог А. К. Прадип подтвердил, что человеческий мозг настроен на новое. «Мы выискиваем все новое, яркое, выделяющееся». Ему ли не знать — доктор Прадип стал пионером нейромаркетинга, он изучал рекламу, дизайн и упаковку новых продуктов крупнейших брендов.

Слушатель (начальник, коллега, клиент) мысленно задает себе один вопрос: «Говорит ли мне этот человек что-то новое?» Так что старайтесь давать новый материал, неожиданные решения старых проблем под другим углом.

Задействовать визуальные средства. В 2008 году, делая презентацию о «Титанике», Роберт Баллард показал 57 слайдов, не сопровождая их комментарием. Это были картины и видеозаписи подводной жизни, без единого слова — и аудитория пришла в восторг. Почему он построил всю презентацию на слайдах? «Потому что я хотел рассказать историю, а не прочесть лекцию», — пояснил Баллард.

Исследователи доказали, что информация лучше воспринимается в виде образов и текстов, чем в виде одних лишь текстов. Когда идеи передаются вербально, без иллюстраций, слушатель запоминает не более 10%. Добавьте картинки, и уровень восприятия поднимется до 65%.

В следующий раз, готовя презентацию в PowerPoint, сократите текст в пользу наглядных и интригующих картинок. Покажите слайды, видео, образы, усиливающие ваш рассказ. Тогда люди запомнят ваше выступление.

Читайте по теме: