Два способа вернуть доверие своего босса | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Два способа вернуть доверие
своего босса

Нужно учесть, как мы оцениваем характер другого человека: надежность — это готовность принять на себя кратковременные трудности и убытки ради блага других.

Автор: Дэвид ДеСтено

Два способа вернуть доверие своего босса

читайте также

Связной. Стратегия бурного роста

Учимся проводить реформы в компании

Михаил Умаров

Стратегические преимущества рандомизированного принятия решений

Адам Джоб,  Мартин Ривз,  Михня Молдовяну

«Эйфелева башня — это просто железяка»: как реагировать на абсурдные отзывы

Kэтрин Уайт,  Лея Х. Данн,  Томас Эллард

Вы утратили доверие начальника. Что делать? И это неприятное трепыхание внутри: вы чувствуете, что загубили свои шансы на продвижение, ваш статус существенно понизился. Ведь доверие — основная валюта в жизни любой компании. На нем строятся продуктивные отношения, от него зависит, много ли вам будет поручено. А нет доверия — нет и карьеры.

Первый шаг к решению проблемы — понять, что именно поставлено под сомнение: ваша надежность или ваша компетентность. В своей книге я писал, что нашу способность полагаться на других подпирают два столпа. Когда мы рассуждаем о доверии, в первую очередь на ум приходит надежность, то есть готовность действовать честно и уважать взятые на себя обязательства. Но компетентность — наличие навыков, которые нужны для выполнения задачи — не менее важна. Понятно, как не хочется работать с человеком, в чьей надежности мы не уверены, однако никакая надежность и честность не помогут, если недостает умения справиться с поставленной задачей.

Успешные менеджеры умеют учитывать оба фактора, распределяя обязанности своих подчиненных. Вы когда-нибудь задумывались, почему самых честных и ответственных сотрудников нередко обходят повышением в пользу не столь прекрасных, но зато более умелых людей? Потому что руководители знают: на определенном уровне честность и другие человеческие качества «выравниваются», а компетентность на каждой карьерной ступеньке приходится наращивать и наращивать.

Значит, чтобы завоевать доверие босса, нужно убедить вышестоящее начальство, что вы обладаете должной пропорцией надежности и компетентности.

Читайте материал по теме: Как победить внутреннего хомяка

Раз так, подумайте, какой же из этих двух столпов доверия накренился. Ваш босс считает, что вы ставите свои интересы выше интересов компании? Или она попросту заподозрила у вас отсутствие нужных навыков и способностей?

Если начальнику недостает в вас надежности, вам повезло: исправить положение будет нетрудно. Нужно учесть, как мы оцениваем характер другого человека: надежность — это готовность принять на себя кратковременные трудности и убытки ради блага других. Если не отвечать услугой на услугу и не заботиться о других, то в ближайшей перспективе это может оказаться даже выгодно, но в конечном итоге репутация эгоистичного и даже нечестного человека лишит вас тех преимуществ, которые вы могли бы накопить за долгие годы. Поскольку репутация надежного человека требует жертвовать краткосрочными выгодами ради перспективы, в основе ее лежит самоконтроль (подтверждается исследованиями Франчески Ригетти и Катрин Финкенауэр). Но как проявить самоконтроль и надежность? Есть два способа.

Первый требует времени: нужно постоянно демонстрировать способность откладывать эгоистическое удовлетворение, отвергая малые соблазны. Например, работать в обед, исполнять скучные и трудные поручения, за которые другие сотрудники не хотят браться.

Второй способ быстрее: проявить готовность жертвовать чем-то ради других, когда ставки особенно высоки. Польза второго пути давно известна: товарищи по оружию становятся друзьями навсегда, ведь они выручают друг друга, даже рискуя собственной жизнью. Команды укрепляют доверие на корпоративных мероприятиях, где им предлагаются сложные совместные испытания. И на таких мероприятиях, и на войне человек многим рискует лично для себя, и если он на это идет, в нем видят надежного командного игрока. Значит, чтобы сохранить репутацию такого человека, нужно проявить готовность жертвовать своими удовольствиями и даже потребностями ради других, причем в ситуациях, когда ставки высоки — вы готовы потратить немало времени, денег или иных личных ресурсов. Вы готовы сделать для компании то, от чего другие, быть может, откажутся. Например — отложите запланированный отпуск, раз требуется поработать на общее благо.

Читайте материал по теме: Желание испытать себя везде и сразу — это нормально

А вот если сомнению подвергается ваша компетентность, тут придется приложить больше усилий. Компетентность не зависит от мотивации, ее за день не изменишь. Попросту говоря, компетентность — это совокупность знаний и умений, и если ваш начальник считает, что вам недостает нужных навыков, на исправление уйдет много времени и сил. Компетентность так много значит в личных отношениях, именно в вопросах доверия, что дети начинают разбираться в этом уже с четырех лет. Исследование Кэтлин Корриву и Пола Харриса показало, что, выбирая учителей, у кого они хотели бы учиться, с кем готовы сотрудничать, дошкольники отдают предпочтение профессионалам, а не наиболее симпатичным людям. Эта склонность сохраняется и во взрослой жизни. В результате человек, которого заподозрят в некомпетентности, окажется в невыгодном положении: с ним не захотят работать над заданиями, требующими серьезного совместного усилия.

Чтобы исправить ситуацию, понадобится смирение, потому что пытаться после провала демонстрировать уверенность — значит лишь усугублять проблему: что за самодовольство! Пусть все видят, как вы стараетесь отточить свои навыки, как вы много читаете, посещайте курсы повышения квалификации и так далее, как вы стараетесь восстановить доверие к себе. И не гоните лошадей. Главное давать правильные ответы, когда к вам обращаются, и чем снова допустить ошибку, лучше попросите дополнительное время на размышление.

Стоит ли так трудиться? Возможно ли вообще вернуть однажды утраченное доверие? Обычно, да. Многочисленные исследования подтвердили, что большинство людей предпочитают прощать (во всяком случае, если доверие нарушается однократно или не слишком часто), нежели каждый раз «мстить» сотруднику до победного конца. Почему такую тактику большинство боссов считают наиболее уместной? Потому что чаще всего доверие нарушается не по злому умыслу. Например, человек срывает сроки потому, что перепутал даты, а не потому, что загулял. Если бы мы мстили друг другу всякий раз, когда кто-то допустил такого рода ляп, то доверие нельзя было бы восстановить: складывается порочный круг взаимного отказа от сотрудничества. Но поскольку люди по большей части склонны прощать друг другу прегрешения, то вполне перспективные отношения не отправляются так запросто в мусорную корзину. А склонность прощать присуща всем, или почти всем нам: сознательно или подсознательно мы готовы к восстановлению отношений. Испробуйте описанные выше приемы — и с большой вероятностью вы сможете обратить себе на пользу это человеческое свойство и вернуть себе расположение начальника.

Читайте по теме: