Как продвигать себя и при этом не прослыть мерзким типом | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как продвигать себя и при этом не прослыть
мерзким типом

Часто люди избегают саморекламы, боясь вбить клин между собой и коллегами и прослыть хвастуном.

Автор: Дори Кларк

Как продвигать себя и при этом не прослыть мерзким типом

читайте также

Связной. Стратегия бурного роста

Учимся проводить реформы в компании

Михаил Умаров

Стратегические преимущества рандомизированного принятия решений

Адам Джоб,  Мартин Ривз,  Михня Молдовяну

«Эйфелева башня — это просто железяка»: как реагировать на абсурдные отзывы

Kэтрин Уайт,  Лея Х. Данн,  Томас Эллард

Многие люди испытывают неловкость при одной только мысли о саморекламе. Например, это можно с уверенностью сказать о зарубежных специалистах, работающих в США, которым приходится быстро ориентироваться в традициях страны, известной самым агрессивным самопродвижением в мире. Но даже для многих американцев найти нужное равновесие бывает весьма и весьма непросто. В самом деле как обеспечить признание своего таланта, сохранив добрые отношения с коллегами и не выглядя при этом как самодовольный выскочка?

Первый шаг — понять истинную ценность саморекламы. Конечно, если вас воспринимают как звезду, у вас больше шансов получить хорошую работу или интересные задания. Но речь не идет только о вашем личном интересе, и это важно напомнить всем тем людям, которым отвратительно создание «персонального бренда» по причине его наглой эгоистичности. В реальности же, если вы рекламируете себя правильным образом, это выгодно не только вам, но и остальным. Вашим коллегам и руководству, вполне возможно, недосуг разбираться в ваших интересах, талантах и уникальном наборе навыков. Если вы сами сможете четко им объяснить, в какой сфере вы способны принести максимум пользы, этим вы только облегчите им жизнь и поможете общему делу.

Следующий шаг — сосредоточиться на фактах, а не на их толковании. Если вы скажете, что обожаете социальные медиа, или что уже более десяти лет ведете собственный блог, или что у вас Х читателей в Twitter, с вами трудно поспорить. А вот если вы назовете себя «эспертом по соцсетям» (или, чего доброго, «гуру» или «гением»), тут вам как раз вполне могут возразить. В какой бы области вы ни преуспели, гораздо лучше, если экспертом вас окрестят другие. В своем собственном блоге я с удовольствием цитирую несколько журналов, которые удостоили меня такой характеристики. Но называть так самого себя — это дерзость и нахальство, и вы рискуете навлечь на себя неприятные последствия. (Небезызвестный Гари Вайнерчук произнес в интервьюTechCrunch знаменитую фразу: «99,5 процента экспертов по соцсетям — просто клоуны»).

Читайте материал по теме: Желание испытать себя везде и сразу — это нормально

Чтобы не быть голословным, очень важно подтвердить свой положительный опыт случаями из жизни. Фраза «Я прекрасно знаю, как заинтересовать инвесторов» звучит как самолюбование. Но если вы расскажете убедительную историю о том, как вам удалось найти первоначальный капитал для стартапа, вы позволите другим самим прийти к выводу о ваших навыках — вам даже не надо выставлять их напоказ. А еще исследования показывают, что истории активизируют в нашем мозгу гораздо больше зон: слушатели буквальным образом погружаются в события вместе с вами, и впечатления становятся намного глубже. Если вы скажете о том, какой вы превосходный специалист, они всего лишь услышат эти слова. А если вы расскажете случай из жизни, вы позволите им прямо-таки почувствовать это на собственной шкуре.

Конечно, эти истории обязательно нужно рассказывать к месту. Если вы пришли на праздничный ужин и разговор зашел о стартапах, рассказать о вашем опыте в запуске оного будет вполне логично. Но если вы явным образом пытаетесь направить беседу в нужное вам русло («Кстати о баскетболе, я уже рассказывал вам о своей новой фирме, предоставляющей услуги облачных сервисов?»), ваши неуклюжие маневры отобьют у людей всякий интерес к вам. Лучшая самореклама естественна и ненавязчива; вы просто вносите свою лепту в беседу, а не всецело завладеваете вниманием. (Как я пишу в книге «Персональный ребрендинг», еще лучше, чтобы для этой цели у вас был товарищ и единомышленник, который вовремя вставит несколько хвалебных реплик, упомянув ваши соответствующие достижения.)

И, наконец, даже занимаясь саморекламой, нужно обязательно проявлять скромность. Это ни в коем случае не значит, что нужно скрывать свои способности. Однако следует учитывать, что некоторые ваши достижения могут вызвать у людей чувство зависти и собственной неадекватности. Старайтесь не выглядеть слишком самонадеянным. Говоря о себе, у вас есть прекрасная возможность отдать должное тем, кто помог вам на вашем пути. Если вы работали в Китае, люди, скорее всего, спросят вас о знании языка. Разумеется, вы можете просто сказать «Я бегло говорю по-китайски» и все тут. Но гораздо благороднее показать ваши знания в широком контексте. «Мне повезло: в старших классах школы нам преподавали китайский, поэтому за несколько лет я неплохо его выучил». Ваши результаты не стали менее впечатляющими, но вы подчеркнули свои навыки, не вызывая у других комплекс неполноценности. А еще важно помнить, что скромность не значит самоуничижение. Да, в некоторых странах, особенно в Азии, преуменьшение достижений может быть неплохой стратегией продвижения самого себя. Но в США вы рискуете показаться некомпетентным («раз он говорит, что знает китайский так себе, значит, так оно и есть») или неестественным и надменным. Будьте скромным, но оставайтесь самим собой.

Часто люди избегают саморекламы, боясь вбить клин между собой и коллегами и прослыть хвастуном. Но этого вполне можно избежать. Наоборот, персональный брендинг может быть полезен не только вам, но и вашей компании. Помогите организации понять, в чем вы сильны, чтобы вашим талантам нашли наилучшее применение.

Читайте по теме: