Работа в условиях многозадачности: радость или разочарование? | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Работа в условиях многозадачности: радость
или разочарование?

Что нужно знать о многозадачности

Авторы: Джордан Эткин , Кэсси Могильнер

Работа в условиях многозадачности: радость или разочарование?

читайте также

Исключительный кандидат: как адаптировать ваше резюме под должность, о которой вы мечтаете

Джейн Хейфец

Как научить предпринимательству тех, кто не любит рисковать

Питер Джианиодис,  Тобин Тернер

Хватит работать

Элизабет Грейс Сондерс

Ваша компания слишком осторожна

Дэн Ловалло,  Дэниел Канеман,  Роберт Уланер,  Тим Коллер

Как вы думаете, что бы вам пришлось по вкусу: целый час отвечать на электронные письма, встречаясь параллельно с людьми и анализируя данные, или просто потратить 60 минут на один лишь анализ? Что бы вам больше понравилось: суббота, в которую вам нужно выбежать из дома по нескольким делам, приготовить изысканный ужин и поиграть с детьми, или выходной, полностью посвященный игре с отпрысками? Если коротко, как разнообразие деятельности влияет на удовлетворение от нее? Именно этому фундаментальному вопросу было посвящено наше исследование.

Чтобы изучить его, мы провели серию экспериментов с широким кругом участников. После того как они по нашей просьбе занимались различной деятельностью, мы измеряли их уровень удовлетворенности с помощью двух вопросов: насколько они сейчас счастливы и насколько они удовлетворены.

Результаты удивили нас. Хотя изначально испытуемые ожидали, что разнообразие обязательно принесет им радость, оглядываясь назад, они поняли, что чередование деятельности было приятным только на протяжении достаточно длинных промежутков времени (дня, недели или месяца). А за более короткие периоды, например, за десять минут или за час, смена разных видов деятельности вызывала снижение уровня удовлетворенности.

Например, в одном эксперименте мы попросили группу один час работать над материалами по разным предметам, в то время как другая группа трудилась над заданиями по одной дисциплине. В конце этого часа мы измерили, насколько счастливыми почувствовали себя наши герои, а также насколько продуктивно, по их мнению, они потрудились. Студенты, которые занимались разными предметами, заявили о более низком уровне продуктивности, чем те, кто работал над материалами одного предмета. Соответственно они ощущали себя менее счастливыми, чем их коллеги из противоположной группы.

В другом эксперименте мы предложили студентам проделать серию операций с разными видами конфет. Одна группа выполняла разнообразные процедуры с ними (оценивала вкус жевательных мишек, придумывала названия желатиновому драже, сортировала M&M's по цветам), а другая группа делала одно и то же задание со всеми сладостями (оценивала вкус жевательных мишек, желатинового драже и M&M's). Всем испытуемым давалось 15 минут, а затем выяснялась степень их радости от работы и ощущение уровня продуктивности. И опять молодые люди, которые делали одно и то же, чувствовали, что были производительнее (и счастливее), чем те, чья деятельность была разнообразной.

Итак, люди чувствуют себя лучше при смене деятельности в течение длительных периодов, а если они короткие — наоборот, при единообразии задачи.

Почему же короткие интервалы времени, проведенные за разнообразными заданиями, приносят людям разочарование? Ответ лежит в сфере ощущения производительности. Людям нравится думать, что они с пользой провели время. Когда обстоятельства накладывают ограничения на ощущение прогресса или удовлетворение от достигнутого, это делает человека менее счастливым. Исследования показали, что люди, переключающиеся с одной задачи на другую в течение короткого промежутка времени, менее производительны, чем те, кто делает в течение того же интервала что-то одно.

Смена деятельности поглощает умственные ресурсы и занимает место в нашей памяти, от чего люди испытывают стресс и не могут максимально преуспевать. Короткие промежутки времени просто не дают нам достаточной возможности компенсировать эти издержки. Поэтому разнообразие деятельности, которой наполнены эти короткие интервалы, снижает уровень удовлетворенности, делая их менее продуктивными.

Результаты нашей работы позволяют понять, как нужно планировать свое время, чтобы быть производительнее и счастливее.

Начните с планирования самых разных видов деятельности в течение дня, недели или месяца. При этом уберите разнообразие из конкретных часов и минут. Даже если невозможно изменить суть действий (например, родителям приходится проявлять чудеса многозадачности за тот час, пока они готовят себя и своих детей в школу с утра), вам поможет такая тактика. Если сосредоточиться на том, что минимизирует разнообразие в деятельности, это поможет вам поддержать уровень удовлетворенности на должном уровне. Стоит воспринимать все утренние процедуры как «подготовку к новому дню», а не как набор разнообразных дел. Это принесет вам радость и ощущение того, что ваша производительность повысилась.

Также наше исследование помогло понять, как лучше планировать рабочее время персонала, чтобы обеспечивать им более высокую продуктивность и эмоциональное благополучие. Хотя повторение одной и той же операции повышает производительность труда, элементарное отсутствие интереса в конце концов принесет сотрудникам разочарование. Поэтому пусть в течение часа они занимаются одним делом, обеспечивая высокую вовлеченность, но на протяжении дня для поддержания бодрости ума и интереса к делу заданий все-таки должно быть несколько.

Итак, приносит ли смена деятельности удовлетворение? Наше исследование показывает, что да, но не всегда. Разнообразие придает вкус всей жизни, но не каждому ее конкретному часу.