читайте также
За последние 30 лет я произнес более 3000 речей перед самыми разными аудиториями во всех концах света. Выступления стали столь существенной частью моей работы, что даже мои близкие были удивлены, когда услышали, в какой стресс меня они загоняют. Дантист, лечивший четвертый мой зуб подряд, сказал, что я, похоже, скриплю во сне зубами и предложил мне ставить на ночь пластинку. За несколько лет я сгрыз их три штуки. К счастью, прикладная химия развивается быстрее моей «грызучести», и мне, наконец, сделали кляп попрочнее. Но в целом я смирился с мыслью, что за мою профессию приходится расплачиваться беспокойным сном, судорогами в ногах и странными болями по всему телу.
Но десять лет назад произошел решительный переворот. Меня пригласили выступить перед избранной деловой публикой в Радио-сити. Я спокойно проспал ночь накануне выступления. И когда, раздвинув розовый занавес, я вышел к 6000 нарядно одетых топ-менеджеров, прежние страх и ужас сменились восторгом и благодарностью.
Я подобрал тактику, которая помогла мне снизить уровень стресса и получать больше удовольствия от подобных мероприятий. Вот шесть приемов, благодаря которым во мне произошла такая перемена.
- Вы помогаете людям. Я понял, что стресс был направлен не на само мероприятие, а на мою собственную мотивацию: я больше переживал о том, как слушатели отнесутся ко мне, чем о том, смогу ли я быть им полезным. Именно когда я хотел «казаться хорошим», а не «сделать хорошее», стресс вступал в свои права. Помню, как-то раз я затормозил на обочине в горах над Силиконовой долиной — я ехал проводить очередной тренинг с командой топ-менеджеров технологической компании и сильно по этому поводу нервничал — и спросил себя: «Зачем я это делаю?». И я поглядел вниз, в долину, и меня отпустило, настала внезапная ясность: все это делается не для меня, а для них. Я сосредоточился на тех ценных идеях, которыми хотел поделиться, и перестал переживать о том, насколько изящно я это сделаю — главное, чтобы данное мероприятие пошло участникам на пользу. Когда я сосредотачиваюсь на желании помочь, а не покрасоваться, стресс отступает. Читайте материал по теме: 7 правил успешных рассказчиков
- Готовиться, но не до исступления. Я научился замечать тот момент, когда репетиция превращается в бессмысленное мучительство. Подготовка к выступлению может перейти тонкую грань, за которой уровень стресса уже не снижается, а растет. Когда подготовка оборачивается одержимостью, нужно срочно отключиться и заняться чем-то другим. Новую презентацию я заранее прогоняю трижды: первый раз — как только заканчиваю ее писать, второй — накануне выступления и третий — с утра в «день Х».
- Делить выступление на части. Три недели до своего первого большого выступления я едва мог поковырять в тарелке за обедом. Я не понимал, как можно три часа подряд удерживать внимание аудитории. А потом я понял, что хотя 180 минут кажутся бесконечным минным полем, ее можно одолеть, если разделить на удобоваримые куски. Я начал организовывать материал по главкам, кирпич на кирпичик. Читайте материал по теме: 5 советов для выступающих без подготовки
- Превратить выступление в разговор. Еще одно открытие помогло мне: я понял, что слушатели ненавидят длинные лекции так же искренне, как я их боюсь. Произносить монолог — лучший способ нагнать на всех зевоту. Существуют сотни умных способов вовлечь аудиторию в разговор, повысить убедительность выступления, избавить всех от скуки и унять собственную тревогу. Я соединил этот пункт с предыдущим: делю каждое выступление на небольшие отрезки, а между этими главами — короткое обсуждение по существу или какая-то форма совместной деятельности, позволяющая участникам думать и чувствовать себя вместе с оратором, или попробовать сделать с ним вместе что-то новое, или как-то ему помочь. Например, вы предоставляете аудитории какие-то данные и предлагаете вместе их проанализировать (думаем вместе), вы показываете короткий фильм, вызывая определенные эмоции (переживаем вместе), вы просите кого-то из публики зачитать и прокомментировать мнение эксперта (помощь зала) или же предлагаете опробовать под вашим руководством новый навык (пробуем вместе). Слыхал я не раз, что, мол, избалованная аудитория никак не вовлекается — так вот, это чушь. Люди не вовлекаются, если им предлагают какую-то глупость или неинтересный способ участия. Но все любят структурированные задания, которые связаны с основной темой, все любят проявлять свой ум и добиваться уважения, выполняя такие задания. Например, преподавая команде руководителей навыки общения в курсе тренинга ключевых разговоров, я для начала соединяю их попарно и прошу показать, как бы они ответили грубому врачу — персонажу просмотренного видеоролика. Ответ должен уложиться в одну фразу, не нужно разыгрывать целую роль, но если кто-то предпочтет пошутить, а не надуваться от важности, это только приветствуется. Такая игра помогает настроиться на основную тему и разогревает аудиторию, а заодно и я успеваю передохнуть и настроиться на дальнейшую работу. Читайте материал по теме: Искусство разубеждать, или Почему многие до сих пор боятся прививок
- Познать самого себя. Сама презентация вовсе не должна вызывать стресс. Стресс человек нагоняет сам на себя, например, потому что оживает в памяти какой-то болезненный опыт из прошлого (как в третьем классе вместо пения у вас, возможно, вырывалось кваканье и все смеялись). Со временем я осознал, что моя тревожность возникает главным образом из навязанных себе стандартов совершенства и потребности во всеобщем одобрении. Когда я обрел источники покоя и чувства собственного достоинства, независимые от достижения этих недостижимых целей, стало проще фокусироваться на том, чтобы помогать, а не красоваться.
- Дышать. Психолог Эми Кадди дала мне простой и практичный инструмент для снижения уровня стресса. В контролируемых экспериментах она продемонстрировала, что можно существенно снизить уровень кортизола в крови, если перед важной встречей сделать несколько глубоких и медленных вдохов, приняв при этом властную позу (примерно как Супермен). Когда в последний момент на меня нападает паника, я захожу в туалет и быстренько привожу себя таким способом в порядок.
Вот уже много лет эти шесть правил помогают мне выстраивать полноценное общение с аудиторией — и презентации, которые прежде так меня пугали, превратились в одно из приятнейших событий моей жизни. Я научился отрешаться от себя, находить более глубокие и чистые источники самоуважения, думать в первую очередь о слушателях — и просто дышать, — так что теперь предстать перед аудиторией для меня не тяжкое испытание, а радость.
Читайте по теме: