5 качеств, в которых руководители нуждаются больше всего | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

5 качеств, в которых руководители нуждаются
больше всего

Почему эмпатия стоит выше других ценностей?

Автор: Эрнест Уилсон

5 качеств, в которых руководители нуждаются больше всего

читайте также

Нужен ли руководителю отпуск?

Розабет Мосс Кантер

«Мы должны иначе делать деньги»

Ади Игнейшес

Как продать свою идею

Что нужно знать об истории России ХХ века

Мариэтта Чудакова

Многие люди, в том числе огромное количество комментаторов, в ужасе содрогнулись от жестких практик менеджмента, обличенных в гневной статье The New York Times, посвященной Amazon. Содрогнулся в том числе и Джефф Безос, основатель и глава этой корпорации. В меморандуме своим сотрудникам он провозгласил: «Терпимость к подобному недостатку эмпатии должна быть равна нулю».

Он прав не только по-человечески, но и по-менеджерски: и для Amazon, и для любой другой компании эмпатия скоро станет обязательной.

Три года мы с коллегами из Школы журналистики и медиакоммуникации им. Анненберга при Университете Южной Каролины обошли вдоль и поперек Соединенные Штаты и ездили в другие страны, встречались с бизнес-лидерами и расспрашивали их, какие качества требуются нынче руководителям, чтобы преуспеть в цифровой глобальной экономике. Они выделили пять ключевых требований: способность к адаптации, кросс-культурный менеджмент и компетентность в этом вопросе (умение думать, действовать и перемещаться поверх разнообразных барьеров), всестороннее видение (холистическое понимание, способность распознавать паттерны проблемы и ее решения), любознательность и, разумеется, эмпатию.

Эти коммуникационные навыки (soft skills) вместе составляют особую систему ценностей. В совокупности они образуют «третье пространство», которое резко отличается от двух других подходов, издавна господствовавших в деловой сфере — от инженерного подхода и традиционного MBA.

Откровенно говоря, когда в опросах стало появляться слово «эмпатия», я поначалу был удивлен. Интервью мы брали у самых известных людей, и эмпатия никак не ассоциировалась в моем представлении с жесткой конкурентной борьбой. Я думал, речь пойдет о настойчивости, дерзости, твердости.

Читайте материал по теме: Чего я стою на самом деле?

Позднее, когда мы сообщили о результатах своего исследования другим руководителям, многие подтвердили, что эмпатия — главное из пяти обнаруженных нами ключевых качеств (хотя большой популярностью пользовалось также всестороннее видение и любознательность). Предпочтение, выказываемое эмпатии, поистине интернационально. Его выражали и специалисты по организации мероприятий в Лос-Анджелесе, и руководители ИТ-компаний на Манхэттене, а также пиарщики из Шанхая, владельцы интернет-бизнеса и инвесторы, собравшиеся в Пекине в Jockey Club. Также огромную потребность в эмпатии чувствуют основатели римского стартапа и парижские рекламщики. Дальнейшие доказательства нам предоставляет Фейсбук: Марк Цукерберг недавно пообещал сделать специальную кнопку для выражения сочувствия к прочитанному статусу.

Что такое эмпатия? Это свойство эмоционального интеллекта, родственное культурной компетенции. Эмпатия позволяет нам увидеть мир глазами другого человека и понять уникальную точку зрения другого.

Почему эмпатия стоит выше других ценностей? Мы нашли несколько объяснений.

Во-первых, монолитная группа — «целевая аудитория», как ее представляли себе прежде: пассивный покупатель, на все согласный пациент, ленивый лежебока — ушла в доинтернетное прошлое, когда коммуникации строились в одном направлении, от продавца к покупателю. Ныне коммуникации двусторонни. Современная многообразная и весьма громкоголосая аудитория требует, чтобы ее услышали, иначе клиенты уйдут к конкурентам. Значит, эмпатия необходима, чтобы понять этих людей и выяснить, что им нужно.

Читайте материал по теме: 5 признаков того, что пора менять работу

Значение эмпатии возрастает, потому что бизнес компаний ведется на все более разнообразных рынках, далеко за пределами США: в Европе, Японии и иных несхожих культурах. Тут не помогут ни технические знания, ни деловая хватка. Нужна искренняя заинтересованность, желание постичь различные культурные предпочтения.

Эмпатия важна и внутри самой компании. Многие корпорации отказались от жесткой иерархии, от руководства по вертикали, в уверенности, что сотрудничество принесет лучшие плоды, чем та не на жизнь, а насмерть конкуренция, что существует, как оказалось, в Amazon. В таких организациях для успеха стали важны отношения и умение убеждать. А чтобы эффективно убеждать, опять-таки нужна эмпатия (как в комиксее о Дилберте есть глава кадрового отдела, который страдает как раз от недостатка эмпатии).

Нужно также учесть менталитет миллениалов. Это поразительное поколение: с одной стороны, их часто изображают безумными нарциссами, столь поглощенными собой, что они даже во время разговора не отрывают взгляда от экрана смартфона. С другой — столь же часто говорят, что молодежь хочет работать в социально значимых компаниях, чьи ценности совпадают с ее собственными (результаты продолжающего исследования миллениалов в Pew Research Center и еще одного недавно опубликованного). Нарциссы или не нарциссы, их уже 80 миллионов в одних только Штатах, это сейчас главная рабочая сила, а чтобы руководить ею и куда-то ее направлять, придется понять каждого в отдельности — такое понимание возникает не из общих описаний, а только из эмпатии.

Хотя повсюду говорят о необходимости эмпатии, нельзя сказать, что она равномерно распределяется по всем уровням управленческой пирамиды. Согласно неопубликованному исследованию наших выпускников последних десяти лет — сейчас все они руководители — эмпатии чаще всего недостает менеджерам среднего звена и тем, кто на самом верху, то есть ее не хватает именно там, где она наиболее насущна, ведь поведение этих людей отражается на многих.

Классическая карикатура в New Yorker отлично передает мрачную иронию ситуации: босс, сидя за огромным столом, говорит несчастному подчиненному: «Нам не требуется понимать друг друга — достаточно, чтобы вы поняли меня».

Эмпатия, конечно, еще не все. Если утреннюю овсянку Безоса приправить эмпатией, этим проблемы не решишь. Вновь и вновь мы слышим, как лидеры бизнеса мечтают получить сотрудников всех уровней, одаренных всеми пятью навыками. Допустим, внутренняя эмпатия у вас есть, но вы не умеете ее выразить, потому что вам не хватает способности различать особенности окружающих, любознательности, чтобы в них разобраться, всестороннего видения, чтобы найти выход из ситуации или готовности адаптироваться, чтобы меняться в соответствии с ней. Нужны все пять, но эмпатия — эмоциональная их основа и потому главное качество успешных лидеров.

Читайте по теме: