читайте также
Каждый день мы принимаем решения, которые должны бы помогать нам становиться счастливее или достигать тех или иных жизненных целей. Утверждение сложно опровергнуть, однако следовать ему не так-то просто. И не только потому, что наши желания вступают в многообразные взаимодействия с желаниями окружающих и зачастую противоречат принятым нормам поведения (а то и закона). Но и потому, что мало кто может четко сформулировать, чего хочет от своей жизни.
И я сейчас не о классическом вопросе сотрудника HR-службы «Кем вы себя видите через 5 лет?», на который несложно придумать социально желаемый ответ, а о правдивом ответе самому себе. В детстве вопросы смысла жизни занимают отдельных вундеркиндов, зато ребенок четко может сказать, что ему нравится и кем он хочет стать (даже если сегодня это врач-ветеринар, а завтра космонавт), в подростковом возрасте начинаются философические метания, но к моменту окончания школы каждый из нас, сам или под влиянием родителей и друзей, принимает решение, определяющее направление жизни на ближайшие пару лет.
Жизнь идет своим чередом, и без острой необходимости мы все реже задаемся вопросом «почему я живу именно так». Хотя бы потому, что растет число обязательств, формируются привычки, копится усталость — и все сложнее представить, как можно бросить все это и начать жизнь заново. Вот и получаем печальную статистику неудовлетворенности своей работой, своим партнером, своими перспективами — всей своей жизнью. Кто-то смиряется и учится находить радость в том, что имеет. Кто-то решает проблемы точечно, тогда как причина часто одна, системная: она состоит в том, что человек живет в противоречии со своими внутренними ценностями, проживает чью-то чужую жизнь. Отдает мелодрамой, но по сути трагично. Как же понять, что для вас важно на самом деле?
В конце 1950-х в США начал набирать популярность метод value clarification (ему до сих пор не придумали красивого перевода, так что пусть будет «выявление ценностей»). Модель метода предложил Луис Ратс, и применялся он в первое время в школах. Но вскоре, после выхода одноименной книги, написанной учеником Ратса Сидом Симоном с двумя соавторами, метод начал триумфальное шествие* по стране и из школьных классов перекочевал в арсенал бизнес-тренеров всех мастей, а также в книги по популярной психологии.
По сути, это разговор с самим с собой с помощью опросников и упражнений, которые авторы называют «стратегиями». Он возник как альтернатива двум основным путям формирования убеждений:
- теоретическое воспитание
- ролевые модели
Он предполагает, что родитель/учитель/друг/вы сами будете относиться к вашей личности как ученый к объекту исследования. То есть соберете максимум объективных данных и попытаетесь выявить паттерны поведения и причины их возникновения, а в идеале — научитесь собой управлять.
Начинает Ратс, конечно, с определения. «Ценность», по его мнению, соответствует семи условиям: выбрана свободно (1), из нескольких вариантов (2), после обдумывания последствий выбора альтернатив (3), вы своим выбором довольны (4) и готовы отстаивать его публично (5) и самое главное — ведете себя в соответствии с этим выбором (6) не единожды, а регулярно (7).
Например, в одном из упражнений (всего их в книге 76) авторы предлагают такую ситуацию:
Человек, идущий перед вами по улице, закурил последнюю сигарету, а пачку скомкал и бросил. Что вы будете делать? (Если будете.)
«Диапазон ценностей» помогает увидеть оттенки между белым и черным и понять, где ваше отношение на этой шкале: например, при ответе на вопрос «Как я отношусь к людям, которые постоянно опаздывают?» между «С пониманием» и «Убила бы голыми руками» есть масса вариантов. В важных ситуациях многие склонны впадать в дуализм, а на бытовых можно отточить навык видеть все то, что упускается из виду. «Я научился» (помогает осознать пользу от провального проекта), «Какой я?» (описать себя прилагательными, часто используют для «разогрева» компаний из малознакомых людей), «Круги доверия» (помогает определить, насколько вы открыты; авторы дают длинный список фактов, предлагая отметить, со сколькими кругами своего общения вы бы поделились этими сведениями. Первый факт: «Вы только что окончили секс-курсы».)
Есть и упражнения, перекочевавшие, видимо, из учебников по бизнес-планированию. Например, «С чего начать?» стимулирует перейти от мечтаний к действиям: нарисовать табличку и вписать в нее желаемые навыки, реалистичную дату, к которой вы планируете ими овладеть, и необходимые первые шаги. Или же знаменитое упражнение «Контракт с сами собой» : установить цель и за каждое нарушение штрафовать себя, а накопленные таким образом деньги потратить на ту самую цель.
Ну и самое цитируемое, кажется, упражнение «Круг жизни» : разделите круг на сектора, в каждый впишите сферу жизни: «Семья», «Работа», «Хобби» и т. п. — и проставьте, сколько времени вы тратите на каждый сектор. А затем подумайте, так ли вы хотели жить? Что вам мешает жить по-другому? Что можно изменить?
Вы читали это все миллион раз, тем не менее, смысла эти упражнения не утратили. Чем четче мы осознаем свои ценности и убеждения, чем чаще ведем себя в соответствии с ними, тем реже приходится жалеть о своих действиях или упущенных возможностях.
В книге «Как быть кем угодно: Карьерный справочник для тех, кто (все еще) не знает, кем хочет стать, когда вырастет» Эмили Вапник (книга еще не вышла, Эмили выступала на TED на эту тему) пишет, что среднестатистический американец меняет работу 12 раз в жизни и столько же раз переезжает. А что готовы сделать вы, чтобы обрести гармонию и позволить себе наконец-то быть собой? Начать с выявления собственных ценностей кажется мне удачным первым шагом.
* Не всем метод пришелся по вкусу, его противники считали, что он оправдывает и поощряет эгоизм.