Как не сгореть на работе | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки

Как не сгореть
на работе

Считается, что стресс вреден. Но на самом деле чувство тревоги — это неотъемлемая часть нашей повседневной жизни.

Автор: Семен Савченко

Как не сгореть на работе

читайте также

Притча о бабочке

Умная платформа

Андрей Скобеев,  Антон Аристов,  Владимир Рогов,  Данис Маганов,  Леонид Жуков

Холодные ноги, ясная голова

Станислав Шекшня

Show must go on: почему бизнесу придется развлекать покупателей по-новому

Марк Пёрди

Считается, что стресс вреден. Но на самом деле чувство тревоги — это неотъемлемая часть нашей повседневной жизни. Если у человека на работе и дома долгое время присутствуют рутина и однообразие, ему становится скучно. Особенно остро эта проблема касается людей, которые работают вне офиса. У них должна быть высокая степень самоорганизации, чтобы эффективно работать и не отвлекаться. Грань между домом и работой стирается, человек ощущает себя все время на работе и не может полноценно переключаться на другие увлечения или наоборот — не может настроиться на рабочий процесс.

Недозагруженность и расслабленность характерна для «отбывающих» на работе. В результате у таких сотрудников снижается самооценка, ухудшается производительность труда, накапливается раздражение и неудовлетворенность жизнью. Эти симптомы характерны и для безработных, которые долгое время не могут трудоустроиться.

С другой стороны, в противовес спокойствию и расслабленности существует чувство тревоги, или так называемый стресс — это абсолютно необходимая эмоция, которая держит человека в тонусе.

Другая крайность тревоги — работа на износ. У меня был период, когда я руководил несколькими проектами одновременно, которые находились не только в разных городах и странах, но и континентах — Лондон, Новый Орлеан, Санкт-Петербург, Сидней. Рабочий день практически никогда не заканчивался, помимо постоянных перелетов (как минимум, раз в неделю), приходилось постоянно быть на связи, да еще и разница во времени никак не помогала. Спать получалось от случая к случаю — и чаще всего в самолете.

Читайте материал по теме: 6 способов эффективно использовать свое время в командировке

Ничего хорошего в таком изматывающем ритме нет. Несколько месяцев так поработать можно, но не более того. В итоге результативность падает, происходит отвлечение на малозначимые вещи, увеличивается раздражительность. Концентрация в бизнесе очень важна, при такой интенсивной работе необходимо ставить конкретную цель и при ее достижении возвращаться в нормальный рабочий ритм.

Если стресс носит долгосрочный характер, то работоспособность падает. Возникают панические атаки, синдром хронической усталости, человек буквально сгорает. Так произошло в молодости с моим знакомым бизнесменом из Австралии, он был признан в конце 90-х самым успешным молодым человеком года (в Австралии есть такая премия). И практически стал родоначальником мобильного интернета. Свое IT-решение победитель удачно продал телекоммуникационной компании, тогда ему было всего 16 лет. На вырученные деньги парень стал открывать офисы в разных странах мира, занимаясь множеством проектов одновременно. Но из-за распыленности, отсутствия должной концентрации, хронического стресса и недостатка опыта большинство из проектов оказались убыточными — и он обанкротился. А тем временем успеха добились создатели Facebook, WhatsApp, Instagram, Netflix, Asana и других революционных программ и приложений, что только усилило депрессию молодого человека.

Читайте материал по теме: Неудача как драйвер успеха

Поэтому для бизнесмена важно уметь переключаться, так как не все могут вовремя остановиться. Очень важно посмотреть на себя и свой бизнес со стороны — существует даже такое упражнение, о котором мне рассказывали, когда я учился в Гарвардcкой школе бизнеса (2012—2014). Оно называется «взгляд с балкона», это когда во время тяжелой ситуации или разговора ты как бы отстраняешься и начинаешь наблюдать за происходящим со стороны, для того чтобы проанализировать, правильно ли ты принимаешь решение.

Если перед вами много задач, то надо расставлять приоритеты. Как говорится, чтобы выйти из леса, не столь важно, как быстро ты идешь, важно — в каком направлении это делать. Людям, не склонным к рутинной работе, надо делегировать операционную деятельность и заниматься креативной работой или очередным стартапом.

Для достижения высоких результатов в долгосрочной перспективе необходимо научиться «притормаживать», чтобы соблюдать баланс. На сон надо выделять минимум 6 часов в сутки, нужно заниматься спортом и уметь переключаться с рабочей жизни на частную. Я стараюсь после 10 часов вечера е-мейл не проверять, читать книги на тему, не связанную с работой, уделять время семье и друзьям.

Также важно фокусироваться на позитивных вещах. Со мной в Гарварде учились студенты из более чем 40 стран. Даже после окончания обучения многие из нас продолжают поддерживать общение, у нас есть группа в WhatsApp, где мы рассказываем о событиях в жизни, делимся новостями и планами, а также даем друг другу советы как личного, так и делового характера. Одной из последних инициатив в группе, которая уже стала традицией — каждый из ее участников перед сном пишет три вещи, за которые он благодарен сегодня. Это может быть абсолютно все: начиная c погоды и заканчивая жизненно важными событиями. Такое упражнение позволяет фокусироваться на позитивных вещах, и если это делать регулярно на протяжении нескольких месяцев, то восприятие мира меняется в лучшую сторону, уходит тревога и появляется больше жизненной энергии.

Мне ближе точка зрения, что жизнь — это серия спринтов, а не марафон. Посмотрите фотографию чемпиона мира по спринту Усейна Болта — это здоровый парень, сильный, пышет здоровьем, хорошо выглядит как до, так и после забега. Но заставь его бежать длинную дистанцию — и он выдохнется. А марафонец жилистый, худой, в беге экономит силы и дойдет до цели, с которой не справится спринтер. Но заплатит за это высокую цену, в конце дистанции от бегуна буквально останутся «кожа да кости». Спринтер вы или марафонец, решать вам.

* деятельность на территории РФ запрещена