Все плохо: почему ваши тексты не так хороши, как вам кажется | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Все плохо: почему ваши тексты не так хороши, как
вам кажется

Как улучшить свои навыки написания текстов

Автор: Джош Берноф

Все плохо: почему ваши тексты не так хороши, как вам кажется
hbr.org

читайте также

Язык эмоций для каждой культуры свой

Энди Молински

Ларс Сёренсен: «Наша "неудачная стратегия" обеспечила нам нашу безупречную репутацию»

В поисках идей: зимний выпуск

Почему новым предприятиям конкуренция только на пользу

Берк Эндрю,  Хаслз Стефани

Время от времени вам приходится что-то писать по работе. Вы думаете, что у вас это получается прилично и при этом замечаете низкое качество текстов, поступающих к вам от других людей. После опроса 547 респондентов, в чьи должностные обязанности входит написание текстов, я убедился, что в этом и состоит основная проблема: нам всегда кажется, что плохое качество текстов не у нас, а у кого-то другого.

Я проводил это исследование в первом квартале 2016 года. В нем участвовали люди, которым приходится писать (главным образом на английском языке) не менее двух часов в неделю помимо времени, затрачиваемого на переписку по электронной почте. Среди опрошенных были не только писатели и редакторы, но и менеджеры, директоры, кураторы, аналитики и консультанты: все они пишут отчеты, заметки, тексты для блогов и сайтов, создают рекламные материалы, проявляют активность в соцсетях.

Один простой вопрос разоблачает наш самообман. Я спрашивал: «В среднем насколько эффективны прочитанные вами материалы по шкале от 1 до 10?» Средняя оценка, проставленная моими респондентами прочитанному, составила жалкие 5,4 балла. Зато эффективность написанного ими они оценили в 6,9.

Как дети из выдуманного Гэррисоном Кейлором «Озера Вобегон» мои респонденты (все как один!) пишут лучше среднего. Когда я спрашивал, от чего зависит эффективность прочитанного или написанного, проявлялась та же тенденция. 65% опрошенных считают тексты, которые им приходится читать, плохо структурированными, но лишь 16% признает, что они плохо структурируют свои тексты. И если 61% жалуется на невнятность прочитанного, то лишь 19% опрошенных говорят, что порой и сами пишут невнятно. И так для любой проблемы: слишком затянутый текст, слишком много специальной лексики, невнятность – все это есть в прочитанных текстах, но гораздо реже встречается у самих участников опроса.

Тогда, простите, кто пишет все эти плохие тексты? Мы сами и пишем. И даже не замечаем, как наши плохие тексты раздражают всех вокруг.

Вот четыре шага к исправлению собственных текстов, которые вы можете сделать.

Добивайтесь краткости. Пишете ли вы письмо или отчет, задайте себе вопрос, не слишком ли длинно получилось, не кружите ли вы вокруг главной мысли. Если убрать пару фраз – а то и все восемь – читатель заметит пропажу?

Выявляйте свои дурные привычки. Научитесь распознавать в своем тексте жаргонизмы, пассивные обороты («Что-то должно быть сделано») и расплывчатость – это дурные привычки, они мешают читателю понять смысл текста.

Работайте в паре с другим автором. Обычно наши проблемы дополняют друг друга, например, вы пишете слишком длинно, а ваш коллега плохо организует текст. Редактор или коллега, взявшийся прочесть ваш опус, увидит то, чего вы не замечаете. Так два не слишком умелых писателя помогут друг другу усовершенствоваться.

Ищите полезную обратную связь для ваших текстов. Если хорошо пишущих авторов сбивать с толку противоречивыми отзывами, это даст плохие результаты. Но если получать конструктивную критику, можно улучшить навыки письма и сделать ваши тексты внятными.

Мы целыми днями читаем и пишем. Когда мы используем для этого компьютер или телефон, сосредоточиться особенно тяжело. Давайте признаем: наши тексты не так уж и хороши. Только начав с признания, мы сможем решить проблему.

Об авторе. Джош Берноф – автор книги "Writing Without Bullshit: Boost Your Career by Saying What You Mean" и соавтор трех книг о бизнес-стратегии, в том числе бестселлера "Groundswell".