читайте также
В бизнес-среде существует поговорка: «Сотрудников нанимают за их жесткие навыки, а увольняют — за мягкие». И в этой фразе большая доля правды.
Профессиональные жесткие навыки (hard skills) ориентированы на конкретную деятельность — например, финансист должен уметь прогнозировать денежные потоки, а маркетолог — грамотно планировать рекламную кампанию. Мягкие навыки (soft skills) связаны с личной эффективностью и взаимодействием с другими людьми, они мало зависят от рабочей специфики, но помогают строить карьеру в разных сферах. Если коротко, то именно мягкие навыки отличают хорошего профессионала от идеального. От специалиста с глубокими техническими знаниями мало толку, если он срывает сроки, конфликтует с коллективом и не умеет презентовать результаты работы.
О важности мягких навыков для успешной карьеры говорят уже более ста лет. Фонд Карнеги (внесен в реестр иноагентов, признан в России нежелательной организацией) еще в 1918 году провел исследование (A Study of Engineering Education by Charles Riborg Mann, The Carnegie Foundation for the Advancement of Teaching, 1918 г.) и показал, что успешность работы инженерных кадров на 85% зависит от хорошо развитых «общечеловеческих» навыков и лишь на 15% — от технических. Более поздние изыскания подтверждают эти данные. Например, исследование Мичиганского университета 2017 года говорит о том, что обучение мягким навыкам приводит к росту производительности сотрудников на 12%. А в отчете Korn Ferry Institute 2018 года сделан вывод, что лидеры с развитым эмоциональным интеллектом повышают результативность работы своей команды на 30%.
ИДЕЯ КОРОТКО
Проблема
За время пандемии список самых востребованных мягких навыков заметно изменился. В частности, к нему добавились экзистенциальные навыки — способность ставить цели и достигать их, познание самого себя, саморазвитие, а также умение ориентироваться в цифровом мире.
Решение
Для обучения менеджеров уже недостаточно передавать им новые знания и тренировать навыки. Неотъемлемой составляющей практически любой учебной программы становятся треки лидерства и личностного развития. Здесь учащиеся работают с представлениями о себе и своих возможностях, анализируют цели, пытаются понять свой стиль обучения и управления.