Как научить предпринимательству тех, кто не любит рисковать | Большие Идеи

・ Профессиональный и личностный рост
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как научить предпринимательству тех, кто не
любит рисковать

Три совета тем, кто хочет научить предпринимательству

Авторы: Тобин Тернер , Питер Джианиодис

Как научить предпринимательству тех, кто не любит рисковать
JEFFREY COOLIDGE/GETTY IMAGES

читайте также

Парк Советского периода

Анна Натитник

Издевательства лучше непредсказуемости

Детокс для начальника: как токсичный руководитель может изменить самого себя

Рон Каруччи

Чуда не будет, время подключать разум

Елена Евграфова

Предприниматели — креативные и склонные к риску люди. А инженеры, математики и работники сферы здравоохранения, как правило, такими свойствами не обладают. Рассмотрим, к примеру, идеальные качества инженера-строителя, сооружающего мост неподалеку от вашего дома. О ком вы подумали — о склонном к риску специалисте, прекрасно чувствующем себя в условиях неопределенности, или же о том, кто придерживается математической точности?

Многие выберут последнее, однако предпринимательские способности и связанные с ним креативность и готовность к принятию рисков становятся все более важными компонентами коммерческой деятельности. А в этом студенты технических специальностей разбираются из рук вон плохо. Смешанные программы развития предпринимательских навыков (BEPs) призваны исправить положение за счет совмещения курса обучения предпринимательству и университетского образования в области технических дисциплин и гуманитарных наук. Это не просто. Руководители подобных программ признаются, что разочарованы уровнем предпринимательских амбиций выпускников.

Мы провели исследование программ BEPs и выявили важную, не связанную с учебным планом проблему. Студенты, получавшие техническое или гуманитарное образование, зачастую проявляли тягу к определенности и нежелание рисковать. Такие личностные характеристики противоречат качествам, с которыми традиционно ассоциируется образ предпринимателя. Кроме того, мы установили, что студенты, участвующие в программах развития предпринимательских навыков, иногда не были заинтересованы в открытии своего бизнеса. Например, аспирантка, принимавшая участие в программе развития предпринимательских навыков в области фармацевтики, рассказала, что изначально ее привлекала мысль о нацеленности программы на предпринимательство, однако окончательное решение она приняла из более практических соображений, таких как финансовая помощь участникам программы, близость к дому и более высокие показатели последующего трудоустройства.

Развитие предпринимательского мышления у студентов имеет важное значение. Все чаще в сферах прикладной математики, здравоохранения, биоинформатики, химии и технологий появляются возможности внедрения инноваций и создания новых продуктов и стартапов. Однако результаты нашего исследования повлекли за собой следующий вопрос: можно ли научить человека основам предпринимательства в рамках смешанной программы BEPs?

Мы пришли к положительному выводу — можно и нужно, но с одной оговоркой. Ключевым фактором такой программы должно стать привлечение к участию в ней студентов, обладающих некоторыми предпринимательскими качествами. Не следует полагаться на то, что студенты преуспеют в предпринимательстве только благодаря своему согласию участвовать в учебной программе. Несоответствие между изначальными намерениями студента и потребностью в более определенном результате — например, трудоустройстве — негативно сказывается на успешности многих учебных программ.

Руководителям программ также следует внимательно проанализировать учебный план. Исторически сложилось, что преподавание основ предпринимательства концентрировалось на вопросах развития менеджмента малого бизнеса и навыков планирования, в то время как вопросу развития предпринимательского мышления уделялось меньше внимания. Анализируя программы BEPs, мы обнаружили, что склонность студентов к предпринимательству — определяемая нами как склонность к инновационной, творческой деятельности, развитию существующих и созданию новых проектов — в значительной мере предопределяет вероятность их вовлечения в предпринимательскую активность. Другие элементы учебной программы практически никак не влияли на их намерения.

BEPs — интенсивные программы, в процессе прохождения которых студенты должны освоить не только технические, но и связанные с бизнесом дисциплины. Не всегда в рамках одной академической программы получается заложить все необходимые основы предпринимательской деятельности: склонность к инновациям, творчеству, развитию и созданию новых проектов. Основываясь на результатах проведенного нами исследования, мы предлагаем руководителям таких программ предпринять три шага. Во-первых, следует принимать кандидатов, уже обладающих предпринимательскими свойствами. Развивать уже существующие в студентах склонности намного легче, чем пытаться создать их с нуля. Во-вторых, стоит отделить часть учебного плана, в рамках которой преподаются навыки, необходимые для создания или развития бизнеса, от тех предметов, которые помогают студентам научиться определять предпринимательские возможности. Способность находить возможности в узкоспециализированных областях знания — чрезвычайно ценный аспект образования и важный шаг к началу предпринимательской деятельности. В-третьих, необходимо углублять программы вместо того, чтобы постоянно расширять их за счет добавления новых предметов.

Мы убеждены, что углубление программ развития предпринимательских навыков с акцентом лишь на нескольких важнейших аспектах учебного плана — более подходящая стратегия для новых образовательных курсов с ограниченными ресурсами. Программы, благодаря которым удается успешно совместить предпринимательские качества студентов и развитие бизнеса, помогают удовлетворить растущую потребность компаний в склонных к предпринимательству выпускниках.

Об авторах. Тобин Тернер — доцент, преподает экономику и бизнес-администрирование в Пресвитерианском колледже. Питер Джианиодис — доцент, преподает стратегию и предпринимательство в университете Дюкейн.