читайте также
Замечательная статья The New York Times, написанная в 2007 году, повествует о двадцатом ежегодном «Поединке операторов», так называемой «отстойной олимпиаде» — соревновании работников очистных сооружений Нью-Йорка. Во время этого турнира участники демонстрируют свое мастерство и часто делают это с большим воодушевлением. Комиссар Департамента по защите окружающей среды Нью-Йорка Эмили Ллойд так высказалась о работе участников: «Это тяжелое дело. Часто неприятное. И они великолепно с ним справляются». Читая статью, замечаешь, как гордятся участники своей деятельностью и как стремятся выполнять ее хорошо. Один из них, Джордж Моссос, отмечает, что его работа незаметна, но добавляет: «Достаточно того, что мы служим людям».
Почему некоторым людям очень хорошо платят, они работают в роскошных условиях, но чувствуют внутри пустоту, в то время как другие работают на очистных сооружениях Нью-Йорка и испытывают удовлетворение? Частично ответ заключается в цели.
Большинство людей создает себе цель, а не находит ее. Работа изо дня в день с ощущением цели требует волевых усилий, для которых необходима вдумчивость и практика. Наблюдая за друзьями и коллегами, годами работающими кто с целью, а кто без, я могу предложить вам несколько советов, которые помогут сознательно наделить свою работу целью независимо от того, кем вы работаете.
Свяжите работу со служением. Учась в магистратуре, я однажды слышал, как бывший CEO производителя медицинского оборудования Medtronic Билл Джордж демонстрировал важность работы сотрудников для пациентов на ежегодном собрании. К примеру, он пригласил человека, чью жизнь спас дефибриллятор, выпущенный компанией, и тот рассказывал, как работа сотрудников помогла ему. Он выделял кого-нибудь из работников отдела контроля качества и объяснял, как его преданность и строгость помогает спасать тысячи жизней. Джордж напрямую связывал своих коллег с теми, кому они служат.
Не у всех работа связана с ситуациями жизни и смерти, но каждый из нас кому-то служит. Учителя ежедневно видят, как формируются молодые жизни, и могут представить себе, какое влияние они оказывают на них в долгосрочной перспективе. Бухгалтеры могут представить свою работу как часть деятельности своей организации и гордиться тем, что помогают ее клиентам. Кому служите вы? Связав свою повседневную работу осознанно и конкретно с людьми, которым мы служим, мы можем найти в ней цель.
Совершенствуйте свою работу и превращайте ее в призвание. Профессор Йельского университета Эми Вжесниевски подробно изучала работу патронажных работников больниц, чтобы понять, что помогло некоторым из них превзойти других. Результаты (о которых рассказал Дэвид Закс), оказались поразительными. Вжесниевски обнаружила, что самых довольных своей работой и эффективных патронажных работников объединяло то, что она назвала «созданием работы». Эти работники, полностью сосредоточенные на служении пациентам, «из работы, которую должны были выполнять, создавали значимую и важную работу, которую хотели выполнять». Одна патронажная сестра перевешивала картины в палатах, чтобы стимулировать мозг пациентов, находившихся в коме. Другие изучали состав моющих средств, которыми пользовались в палатах, чтобы понять, какие из них могут вызвать наименьшую реакцию у пациентов. Они стремились к совершенству, служа другим, и приспосабливали к этой цели свою работу. Они делали больше, чем от них требовалось, чтобы сделать работу значимой для себя и для тех, кому они служат. Вжесниевски и ее коллеги даже начали задумываться о разработке упражнений, которые помогли бы любому усовершенствовать свою деятельность и превратить ее в призвание.
Совершенствование также означает отношение к работе как к ремеслу, требующему сосредоточения на навыках, которые необходимы для ее выполнения, и их постоянном развитии. Атмосфера постоянного совершенствования навыков, так хорошо продемонстрированная работниками очистных сооружений Нью-Йорка, сама по себе наполняет профессиональную деятельность большим смыслом.
Инвестируйте в позитивные отношения. То, с кем мы работаем, так же важно, как и что мы делаем. Психолог Мартин Селигман много пишет о важности отношений для ощущения удовлетворения от работы (это основной элемент его модели процветания «PERMA»). Известное исследование Гарвардской медицинской школы показало, что счастье и даже финансовый успех связаны с теплыми отношениями. Руководитель исследования даже заявил: «Счастье — это любовь. Точка».
Конечно же, отношения на работе и за ее пределами выглядят совершенно по-разному, но все равно имеют значение. Любому из нас будет лучше, если мы найдем больше способов создать позитивные отношения с коллегами. Найдите нового или молодого сотрудника, которому хотели бы помочь, и предложите познакомить его с новым местом. Выступите с инициативой организовать мероприятие, на котором вы с коллегами сможете лучше узнать друг друга. Просто найдите время на то, чтобы каждый день размышлять о новом коллеге, попытайтесь понять его и подумайте, почему вы благодарны за возможность работать с ним. Каким бы подходом вы ни пользовались, попытки улучшить отношения с коллегами, делая что-то для них, могут придать работе больше смысла.
Вспомните, почему вы работаете. Большинство из нас не может позволить себе роскошь работать исключительно ради удовольствия. Нам может нравиться наша работа, но мы работаем и ради денег. Для большинства из нас работа сама по себе является служением. Многие родители работают ради будущего своих детей, а те, у кого нет детей, часто помогают пожилым родителям или другим родственникам. Люди, у которых нет семьи, используют заработанные средства на поддержку любимых организаций или друзей, попавших в сложную ситуацию. Редко кто работает только ради личных интересов.
Для кого работаете вы? Определите этого человека или группу людей. Когда вам тяжело или вы выполняете малопривлекательную задачу, помните, что вы служите тем, кого цените в жизни. Эта мысль поможет вам найти дополнительный смысл в своей работе даже при выполнении самых утомительных задач.
Цель не появляется по волшебству, мы должны сознательно создавать ее и стремиться к ней. С правильным подходом почти любая работа становится значимой.
Об авторе. Джон Коулман — соавтор книги «Passion & Purpose: Stories from the Best and Brightest Young Business Leaders».