читайте также
В поиске направлений для карьерного роста можно легко ошибиться. Мой опыт показывает, что даже самые успешные глобальные компании показывают весьма скромные результаты от средних до низких, когда речь заходит о развитии кадров. Корпорации часто не до конца понимают, что на самом деле вам нужно, и не могут предложить конкретные и наиболее эффективные варианты для развития.
Сложность в том, что вы конкурируете буквально с каждым в своей индустрии, и этот каждый тоже хочет быть лучшим. Если у вас будет больше возможностей для роста и вы сможете развиваться быстрее остальных, то вы окажетесь лучшим сегодня, получите возможность стать еще лучше в будущем и закрепите свое преимущество. Так как же найти самую короткую и верную дорогу к успеху?
Развивайтесь быстрее
Исследования не оставляют сомнений: наиболее успешно мы растем при использовании так называемой модели «70-20-10», которая сочетает обучение на рабочем месте, социальное обучение и формальную учебу. Эта мантра, основанная на результатах исследований, гласит: 70% вашего профессионального роста вы получаете из рабочего опыта, 20% набирается в процессе взаимодействия с другими, а 10% — из систематического обучения.
Думайте о развитии как о цикле: сделайте что-то хорошо, получите обратную связь и вновь выполните задание, только на этот раз еще лучше. Опыт позволяет поднять этот цикл развития на новый уровень, поэтому важно понять, какие практики имеют самое важное значение для карьеры. Но для начала хорошо бы четко понять, в какой точке карьерного пути вы находитесь сейчас и где хотите оказаться. Об этом, казалось бы, очевидном пункте часто забывают, составляя план развития.
Два главных шага для быстрого развития:
Определиться с ответом на вопрос «откуда и куда?», то есть с тем, где вы сейчас и куда хотите прийти.
Набраться опыта и построить так называемую «персональную карту опыта».
Где вы сейчас и куда стремитесь попасть
Когда вы хотите построить маршрут в Google Maps, приложение запрашивает две вещи: место вашего нахождения и вашу конечную точку маршрута. Чем точнее вы укажете каждую из координат, тем больше шансы на то, что вы окажетесь там, где хотите быть, в кратчайший срок. Процесс вашего карьерного роста должен идти по такому же пути. Вы ясно должны определить, где находитесь сейчас и где хотели бы оказаться.
Проблема заключается в том, что многие часто неадекватно оценивают и свое нынешнее положение, и пункт назначения. Мы часто думаем, что начинаем с точки, которая ближе к цели, чем это есть на самом деле. И нам кажется, что мы уже прибыли на место, несмотря на то, что нам еще ехать и ехать. Вы сможете добиться более точной самооценки с помощью шаблона, который мой коллега Джим Шенли называет «от-до».
«От-до» — это два простых утверждения: одно описывает, где вы находитесь сейчас, а другое — ваш следующий важный (но не финальный) пункт назначения.
Вот примеры отличных «от-до»:
От отдельного члена команды, который приносит пользу благодаря своей технической экспертизе и точному следованию указаниям других, до лидера, который формирует ясную стратегию и добивается результатов с помощью небольшой команды.
От бизнес-стратега, который может казаться отчужденным и игнорирующим сотрудников с меньшим интеллектуальным потенциалом, до высокопоставленного руководителя, который уравновешивает и вдохновляет свое подразделение с помощью личных коммуникаций и настоящей заботы о людях.
Прямота этих заявлений может вас удивить. Однако эти «от-до» — реальные примеры из практики успешных руководителей, которые добились впечатляющего прогресса, как только их потребности стали для них кристально ясными. Оба лидера теперь работают CEO: одна управляет розничной сетью с оборотом $10 млрд, другой — компанией, производящей специальные защитные очки.
Чтобы получить точные координаты «от-до», вам придется забыть о своем эго и попросить доверенных лиц и коллег поделиться откровенными мнениями о том, где вы сейчас находитесь и куда вам нужно попасть. Представьте им концепцию «от-до», перешлите примеры, которые я привел выше, и предложите подумать о ваших собственных «от-до». Попросите их быть предельно честными, потому что их откровенность поможет вам расти быстрее.
Используйте их вклад для создания вашего окончательного маршрута «откуда-куда». Какие из их утверждений кажутся наиболее резкими и вызывают у вас наибольший дискомфорт? Достаточно ли далеко «место назначения» для того, чтобы оно могло стать значимым достижением? Чьему мнению вы доверяете больше всего? Имея ясную модель «от-до», вы сможете сфокусироваться на ускорении своего роста.
Создайте собственную карту опыта
Поскольку модель «70-20-10» подразумевает, что опыт — это лучший акселератор вашего развития, вам стоит понять, какой опыт способствует карьерному росту и, что более важно, какие самые важные знания, навыки и действия помогут сократить дистанцию на вашем пути «от и до». Постоянно обновляющаяся карта опыта поможет вам наметить свой карьерный путь.
Карта персонального опыта покажет, чего вы хотите добиться в течение двух-пяти лет пути вашего карьерного роста. Это практический план, который поясняет, каким способом вы создадите лучшую версию себя.
Существует два типа опыта, которые ускоряют ваш карьерный рост: функциональный и управленческий. Функциональный опыт помогает вам стать лучше в чем-то — скажем, в маркетинге, в управлении поставками, в НИОКР. Он позволяет вам доказать, что у вас высокие компетенции в том, что вы делаете. Управленческий опыт поможет продемонстрировать, что вы способны проявить себя в управлении в различных сложных ситуациях: что вы, к примеру, не только отличный продавец в одном регионе, но и можете руководить маркетингом, если у вас новая команда или если вы окажетесь в неожиданной ситуации и в новом месте.
После того как вы наберетесь такого успешного опыта, вы докажете своей компании, что вы — разносторонний лидер, который достоин более значительной роли.
Вы можете создать персональную карту опыта после того, как побеседуете со специалистами из вашей области.
Самые лучшие и яркие люди из вашей сферы могут помочь вам понять, какой опыт позволит вам вырасти до верхних 10% специалистов вашей отрасли и выведет в ранг экспертов. Поговорите с этими специалистами, чтобы понять, чего вам не хватает, чтобы добиться функционального совершенства. Эти беседы дадут вам исходный материал, из которого вы сможете создать персональную карту опыта.
Найдите экспертов как внутри, так и вне компании. Побеседуйте с лучшими в вашей сфере, а не только с лучшими в вашей компании. Если вы хотите стать финансовым директором, выберите пять CFO, у которых блестящая репутация или которыми вы восхищаетесь. Точно так же стоит поступить, если, к примеру, ваша цель — стать лучшим в сфере фармацевтических исследований. Ищите лидеров в списках «лучших в индустрии» (лучшие директора по маркетингу, лучшие CIO и так далее), читая их статьи в отраслевых журналах, просматривая списки выступающих на тематических конференциях или пользуясь рекомендациями лидеров вашей компании.
Договоритесь об интервью. Пошлите электронное письмо каждому из выбранных лидеров и попросите о неформальном общении.
Обратитесь за советом. Во время вашей беседы спросите их: «Какой важный функциональный опыт [он вовсе не обязательно должен касаться работы], по вашему мнению, необходим для высококлассного менеджера, архитектора информационных технологий, финансового директора?» Или: «Опишите, что вы ожидаете прочесть в резюме у выдающегося человека в той или иной области?» Если вам трудно получить качественную информацию, спросите, какой опыт оказался самым полезным для их собственной карьеры.
Составьте свою карту
Пересмотрите ваши записи после беседы с экспертами и перечислите опыт, который описали ваши респонденты. Не все сказанное ими будет полезным. Некоторая информация будет совпадать или, наоборот, противоречить тому, что сказали другие люди. Ваша задача — проанализировать информацию, чтобы выделить несколько советов или событий, которые больше всего помогут вам ускорить собственную карьеру.
Каждое такое событие должно описывать значимое бизнес-достижение — например, открытие нового производственного объекта, управление большой командой в период изменений в компании или на рынке, закрытие крупного проекта для бизнес-подразделения. Оно должно являться важной частью развития ваших функциональных или лидерских качеств. Достижение этого результата должно что-то значить для других специалистов в вашей сфере деятельности.
Функциональный опыт, который потребуется вам, чтобы стать лучшим, зависит от сферы деятельности, в то время как управленческий опыт будет применим ко всем профессиям. Этот опыт развивает универсальные качества, ценные для любого менеджера, независимо от его функционального опыта. Для простоты вы можете использовать следующие примеры такого опыта при создании своей карты.
События жизненного цикла: ваш опыт лидерства на различных позициях и в различных подразделениях вашей компании или на разных этапах эволюции продукта — в период кардинальных изменений, в начале проекта, в стабильной среде, в условиях развития рынка или на полностью созревшем рынке.
Управленческий опыт: модернизация низкоэффективной команды; руководство большой командой; управление командой, в которой у вас есть влияние, но нет официального статуса руководителя; управление матричными структурами; опыт руководства в неблагоприятной среде.
Мультикультурный опыт: опыт работы за границами вашего родного региона.
Выберите четыре—семь событий из области функционального опыта, и три—четыре из области управленческого опыта, которые, как вы считаете, помогут вам больше всего, и поместите их на свою персональную карту опыта. Карта должна быть сфокусированной и реалистичной: вы будете обращаться к ней постоянно, чтобы регулярно планировать свой рост и оценивать прогресс.
Теперь карта персонального опыта должна стать вашим путеводителем по дороге непрерывного роста и самосовершенствования. Ее создание — одна из лучших инвестиций вашего времени. Пересматривайте содержание своей карты каждый раз, когда вы меняете работу или компанию, но в любом случае не реже одного раза за полгода, чтобы убедиться, что она продолжает оставаться актуальным и полезным инструментом.
Постоянно и быстро совершенствоваться нелегко, однако задача упрощается, когда вы точно знаете, где находитесь сейчас и куда хотите попасть, а также способны выбирать самую быструю и развивающую ваш опыт дорогу между двумя этими точками.
Об авторе. Марк Эффрон (Marc Effron) — основатель и президент Talent Strategy Group, Он консультирует ведущие организации в мире по вопросам построения системы развития талантов, основал и издает журнал Talent Quarterly, автор книги 8 Steps to High Performance и бестселлера One Page Talent Management.