читайте также
Мы знаем, что социальные связи важны для профессионального роста. Нам также известно, что мужчины чаще занимают руководящие должности, чем женщины.
Возникает вопрос: есть ли разница в круге общения успешных руководителей мужского и женского пола?
Недавнее исследование, которое я провел совместно с Ян Яном и Нитешем Чавлой, предполагает, что такая разница есть. Мы изучили, связи какого типа помогли мужчинам и женщинам, имевшим степень MBA, занять руководящую должность. Выяснилось, что мужчины извлекали пользу не из большого количества знакомств, а из того факта, что находились в центре сети студентов MBA или были связаны со множеством «узлов», то есть с людьми, имевшими множество контактов среди разных групп студентов.
Женщины тоже пользовались преимуществами при трудоустройстве благодаря центральному положению в свой сети знакомств. Однако, чтобы занять должность руководителя высшего звена с соответствующей зарплатой, женщинам, обладавшим такой же квалификацией (включая образование и опыт работы), что и мужчины, также требовался круг близких контактов женского пола.
В чем причина?
Центральное положение в социальной сети обеспечивает студентам, как мужчинам, так и женщинам, быстрый доступ к разнообразной информации о рынке труда (где есть вакансии, какие зарплаты предлагаются в различных компаниях, сколько времени требуется для повышения, как оптимизировать резюме), которая является открытой, но часто рассредоточена среди большого числа студентов. Центральное положение позволяет легко собрать разрозненные сведения.
Однако поскольку женщины, стремящиеся занять руководящие должности, часто сталкиваются с препятствиями культурного и политического характера, им полезно иметь узкий круг близких контактов среди женщин, которые могут поделиться закрытой для публики информацией, например, о том, как в той или иной организации относятся к женщинам-руководителям. Это помогает женщинам в поиске работы, прохождении собеседований и выборе стратегии переговоров. У мужчин тоже есть ближнее окружение, люди, с которыми они общаются больше всего, однако мы обнаружили, что его гендерный состав не влияет на трудоустройство.
Эффект от трудоустройства
Устройство на руководящую должность сразу после окончания вуза идет на пользу и мужчинам, и женщинам. Женщины, рано начавшие карьеру, могут избежать многих трудностей, свойственных современному рынку труда, например, стереотипов и дискриминации, которые ведут к более низкой зарплате, ограниченным возможностям профессионального роста и даже к завершению карьеры.
Но мало что известно о связи между окружением студентов и устройством на руководящие должности. Мы хотели понять, помогают ли сети знакомств выпускникам MBA-программ найти подходящие вакансии, закладывающие основу успешной карьеры.
ПОДРОБНЕЕ О НАШЕЙ МЕТОДОЛОГИИ
Мы оценивали сеть знакомств каждого студента с помощью алгоритма, который определял, указывает ли паттерн обмена электронными письмами между двумя людьми на то, что они являются частью одной сети контактов. Например, двое студентов, общающихся по электронной почте, считаются частью одной сети, только если их обмен сообщениями значительно отличается от случайного. По нашим оценкам, средний размер сетей студентов составляет приблизительно 12–18 человек, что соответствует результатам опросов, проводимых письменно.Мы оценили, насколько близко к центру сети знакомств в рамках своего вуза находился студент, с помощью критерия под названием «центральность pagerank». Он интересен тем, что определяется не количеством контактов, а количеством контактов ваших контактов. То есть студент с небольшой сетью контактов может иметь высокий показатель центральности, если у его контактов много знакомств. Кроме того, для каждого студента мы подсчитали, насколько количество их контактов того же пола превышает ожидаемое (с учетом размера сети знакомств и соотношения мужчин и женщин в вузе) количество. Ближним кругом студента мы считали 2–4 контакта, которые обменивались с ним большим количеством писем, чем другие контакты в той же сети.
Одно из преимуществ изучения студентов MBA заключается в том, что мужчины и женщины в этой группе похожи по критериям успеха: оценкам за тесты, качеству полученного прежде образования, рабочему опыту и т. д. То есть группы мужчин и женщин в этой выборке должны обладать аналогичными способностями и подготовкой, что способствует точности сравнения.
Чтобы выявить связь между сетями знакомств в вузе и успешным трудоустройством, мы проанализировали 4,5 млн анонимных электронных писем 728 выпускников программ MBA (74,5% — мужчины, 25,5% — женщины) выпусков 2006 и 2007 года ведущих бизнес-школ США. Мы оценивали успех трудоустройства по уровню полномочий и зарплаты.
Мужчинам необходимо центральное положение
Мы обнаружили, что сети социальных связей мужчин и женщин, окончивших программу MBA, влияли на их последующее трудоустройство.
Мужчины, занимавшие наиболее центральное положение (верхний квартиль) в сети студентов MBA, показали лучшие результаты на рынке труда, получив более высокую должность и зарплату (в 1,5 раза выше), чем другие студенты, занимавшие наименее центральное положение (нижний квартиль). Центральное положение способствовало трудоустройству даже после учета индивидуальных характеристик, таких как средний балл в университете, оценки за тесты, общительность, страна происхождения и рабочий опыт.
Почему? Центральное положение положительно коррелировало с доступом к информации о рынке труда. Несмотря на то, что эта информация доступна онлайн, гораздо быстрее получить ее от других студентов MBA, имеющих контакты в различных группах учащихся и знакомых с интересующими вас работодателями.
Женщинам нужны двойные сети знакомств
Результаты нашего исследования показывают, что успешные женщины, как и мужчины, занимают центральное положение в сетях социальных связей, но отличаются тем, что также поддерживают общение с узким кругом контактов женского пола. Мы не имели доступа к содержанию их переписок по электронной почте, но мы считаем, что в таком тесном женском кругу обмениваются важной закрытой информацией о возможностях и сложностях конкретной работы.
Эта информация может касаться политики компании касательно равных карьерных возможностей для мужчин и женщин или, например, того, как лучше на собеседовании ответить на вопрос о планах создать семью.
Женщины, находившиеся в верхнем квартиле по центральному положению и имевшие близкий круг общения, состоящий из 1–3 женщин, занимали должности в 2,5 раза выше по уровню полномочий и зарплаты, чем остальные студентки программ MBA. Между тем женщины, чей круг общения больше всего напоминал мужскую сеть знакомств (центральное положение и отсутствие ближнего женского круга), занимали руководящие должности с наиболее низким уровнем полномочий и зарплаты.
Успех женщин также зависел от ближнего круга определенного типа. Лучший тип узкого круга контактов — тот, где женщины тесно связаны друг с другом, но имеют минимум общих контактов. Например, если Джейн учится на втором курсе программы MBA, и в ее ближний круг входят Мэри, Синди и Решма, но контакты каждой из этих женщин практически не пересекаются, тогда Джейн выиграет не только за счет трех своих подруг, но и благодаря их не совпадающим друг с другом контактам.
Интересно, что, как выяснилось, гендерный состав сетей социальных связей мужчин не имел значения для трудоустройства. Скорее всего, это связано с тем, что мужчины не нуждаются в приватной информации, которая нужна женщинам, чтобы лавировать в профессиях, где доминируют мужчины. Несмотря на укоренившиеся представления о взаимопомощи бывших однокашников-мужчин, мы не обнаружили доказательств ее существования в нашем исследовании выпускников бизнес-школ.
Общайтесь умнее, а не больше
Результаты наших исследований показывают, что женщинам полезно применять стратегический подход к нетворкингу.
Во-первых, стремитесь увеличить качество, а не количество связей. Помните, что в данном контексте центральное положение означает не сколько людей вы знаете, а кто эти люди. Ключевая стратегия заключается в том, чтобы выявить людей, связанных с множеством сетей, и познакомиться с ними.
С этим связана и идея рандомизации контактов. Чем больше вы общаетесь людьми, обладающими похожим мышлением или опытом, тем меньше вероятность того, что вы разнообразите свои связи и ближний круг. Поскольку мы заводим знакомства целенаправленно, то склонны ограничиваться людьми, больше всего напоминающих нам нас самих.
Как это изменить? Попробуйте знакомиться наугад. Мы обнаружили, что, например, произвольно деля студентов бизнес-школ на категории, студентки повышают вероятность подружиться с теми, кто имеет другой опыт и цели, и таким образом расширить знания и контакты, которые будут способствовать их карьере. Случайность делает процесс общения более демократичным и обогащает его.
И, наконец, остерегайтесь замкнутого ближнего круга. Когда ваш узкий круг близких знакомств слишком взаимосвязан (люди внутри него похожи или имеют аналогичные контакты) он может казаться социально безопасным, но не способствовать появлению новых идей и возможностей. Например, замкнутыми структурами часто становятся группы по интересам в организации или отрасли. Нет ничего плохого в том, чтобы быть частью такой группы, но постарайтесь дополнить ее участием в других коллективах, которые обеспечат вам более разнообразный опыт и связи.
Работодатели тоже могут стараться создавать более разнообразные небольшие группы знакомств, чтобы способствовать развитию своих сотрудниц. Вместо того чтобы создавать команды женщин-программистов, можно сформировать группу из представительниц разных отделов, чтобы повысить их шансы завести неожиданные знакомства, которые обеспечат им информированность и поддержку.
Наше исследование предполагает, что женщины сталкиваются с большими сложностями при поиске профессиональных возможностей с помощью своих сетей контактов: они, больше чем мужчины, нуждаются в поддержании как широкого круга знакомств, так и узкого круга близких знакомых, чтобы занять лучшие должности. Но есть и хорошая новость: используя предложенный нами подход, женщины могут продолжать находить хорошие возможности для продвижения по карьерной лестнице, помогая своим коллегам и сотрудницам делать то же самое.
Об авторе. Брайан Уцци (Brian Uzzi) — профессор управления и организационных изменений в Школе менеджмента им. Келлога при Северо-Западном университете и содиректор Института комплексных систем при Северо-Западном университете.