Математика влияния: почему россияне не руководят глобальными компаниями | Большие Идеи

・ Профессиональный и личностный рост

Математика влияния: почему россияне не руководят
глобальными компаниями

Как выходцы из России могли бы влиять на развитие экономики страны

Автор: Ярослав Глазунов

Математика влияния: почему россияне не руководят глобальными компаниями
Astemir Almov / Unsplash

читайте также

Что нужно знать о стратегии голубого океана

Ролевая модель для бизнесмена

Кук Джеймс

Великие предприниматели прошлого. Николай Второв

Мария Макарушкина

Стратегия корпоративного карьериста

Борис Щербаков

Россия — самое большое государство на земле, расположенное в Европе и Азии. Территория страны занимает 1/7 часть планеты. Почти 12% площади суши Земли и более 12% всех, уже освоенных человеком территорий тоже принадлежит ей. Но при этом влияние России в мировой экономике весьма ограничено, поскольку ее вклад в мировой ВВП не превышает и 4%. И это несмотря на крупнейшие в мире запасы природного газа, второе место по объемам добычи нефти, ядерные и космические технологии, существенный экспорт зерна и вооружений.

Однако я хотел бы рассмотреть другой вызов, который стоит перед россиянами, — крайне низкий процент выходцев из России среди членов правления и советов директоров крупнейших компаний мира, входящих в список S&P500.

Тех, кто имеет хоть какое-то отношение к России в руководстве этих компаний не просто мало — ничтожно мало. Российский офис Spencer Stuart недавно провел исследование присутствия «русских» в крупнейших корпорациях из списка S&P500, взяв 200 компаний из верхней части списка (то есть с 1 по 200). Шаг за шагом нами были проанализированы порядка 4 тысяч биографий топ-менеджеров и членов советов директоров на наличие у них хоть какого-то отношения к России: российские корни, знание языка, учебы или работы.

Результаты оказались очень показательными. Иностранные топ-менеджеры, попавшие в нашу выборку, имели определенные связи с Россией. 32,4% отвечали или до сих пор отвечают в своих компаниях за бизнес в России и регионе Восточной Европы. 23% из них работали или работают в советах директоров крупных российских компаний. Примерно такое же количество знают или изучали русский язык. 13,5% взаимодействовали с нашей страной на политической стезе ( например, работали в совместных российско-американских объединениях наподобие Американо-Российского делового совета).

Однако, к сожалению, лишь трое из числа топ-менеджеров 200 ведущих компаний мира оказались выходцами из России:

  • Ник Шрайбер — член совета директоров Сampbell soup company и бывший СЕО Tetra Pak, который имеет русские корни.

  • Алекс Белоголовский — корпоративный вице-президент и генеральный директор компании одного из дивизионов в Applied Materials, Inc., где он отвечает за разработку системного ПО для полупроводниковых производственных линий.

  • Сергей Брин — основатель Google, выходец из семьи математиков, переехавшей в США на постоянное место жительства в 1979 году. Тогда, напомню, Сергею было всего 5 лет.

Трое в 200 компаниях — это даже более отрезвляющая цифра, чем 4% от мирового ВВП. Она тем более досадная, если учесть, что в глобальных компаниях работает немало высокооплачиваемых выходцев из России, особенно в высокотехнологичных секторах экономики. Но в руководстве этих компаний их нет. Над этим, на мой взгляд, стоит задуматься.

Почему же Россия выпускает умных и талантливых профессионалов, которые пробиваются на ключевые позиции даже в самых передовых отраслях экономики, но тем не менее не могут дорасти до того, чтобы занять топовые позиции в управлении крупных международных компаний? Для успешной международной карьеры российскому управленцу дается отличное знание предметной области. Путем самоотверженного труда он приобретает необходимую комбинацию из навыков и опыта, которую мы называем кратко hard skills. Но его soft skills (навыки коммуникации, ведения переговоров, умение понимать и принимать чужие точки зрения, находить компромисс, а также способность убеждать в своей правоте, мотивировать, вести за собой) остаются на базовом уровне. В крупных международных компаниях к списку необходимых требований добавляются навыки кросс-культурной коммуникации и умения выстроить отношения в интернациональной среде.

Если hard skills добывается в процессе обучения, где мы располагаем качественной и работающей системой образования, то с soft skills дело обстоит куда сложнее. Здесь приобретенный опыт важнее формального обучения. Открытость нынешнего современного поколения — это, безусловно, значительный шаг по сравнению с поколением их родителей. Знание иностранных языков, активность в путешествиях ощутимо упрощают открытие возможностей обучаться и находить работу за рубежом, снимают ряд первых барьеров. Но далее наши соотечественники проигрывают в конкурентной борьбе из-за непонимания или неверного восприятия чужих культур, от которых и зависит способность поддерживать эффективную рабочую коммуникацию с зарубежными коллегами. А это значит, что им по-прежнему недоступны столь необходимые навыки soft skills: методы убеждения, способы распространения влияния или умение «встраивать наш код» в культуру международной организации, то есть именно то, что жизненно необходимо для любого топ-менеджера (сначала понять, а затем быть понятым).

Неумение (в буквальном смысле) поговорить с коллегами или подчиненными на одном с ними понятийном языке резко ограничивает уровень россиян на карьерной лестнице. Возникает ситуация, когда фактор культурной интеграции в среду становится решающим фактором.

В современных условиях карьера амбициозного профессионала невозможна без дорожной карты и тщательного планирования. И, прежде всего, необходимо четкое понимание цели или хотя бы того направления, в котором следует двигаться.

Время имеет ключевое значение. Если вам за 50, то экспериментировать и искать себя крайне сложно. Если же вы молоды, то поможет работа в нескольких отраслях, имеющих выход на международные рынки, а еще лучше — в известной глобальной компании. Крайне важно видеть вдохновляющие примеры успешных карьер. Нужно задаваться вопросом «Что мне нужно сделать для того, чтобы повторить этот успех?».

Итак, вы ничего не добьетесь без понимания того, куда и к чему вы стремитесь и без навыков, необходимых для культурной интеграции. Однако это лишь необходимое, но недостаточное условие. Для успешной глобальной карьеры нужны еще три вещи.

1. Экспертиза. Вы должны стать экспертом в той области, которую выбрали для своей работы и … разбираться в ней лучше других. Это могут быть финансы, маркетинг, HR или цифровая трансформация компании. Вы можете обладать глубокими знаниями какой-то специфической отрасли или стать экспертом некоммерческой организации.

2. Сеть контактов. Одновременно нужно выстроить вашу собственную сеть профессиональных контактов, устойчивые связи с ключевыми отраслевыми игроками: «спонсорами», менторами, руководством, коллегами на том же уровне что и вы, партнерами, поставщиками, подрядчиками, основными клиентами. Чем лучше будут ваши отношения с ними, тем выше шансы получить однажды интересное предложение или раньше других узнать о чем-то важном.

3. Позиционирование. Если именно ваше имя вызывает у людей ассоциации с вашей предметной областью, если даже те, с кем вы лично не знакомы, знают о вас и о том, чем вы занимаетесь, то именно вам отдадут предпочтение, когда международной компании потребуется конкретный эксперт.

Влияние всегда исходит от конкретных людей. Управленцы-экспаты в руководстве международных компаний так или иначе работают на укрепление позиций своих стран, хотя бы в силу того, что они применяют в бизнесе свой опыт, знания и связи. Поскольку их формирование личности прошло в родной стране, неудивительно, что часто именно оттуда они привлекают талантливые кадры, деловых партнеров, влияют на решение о размещении в стране, где выросли производства или центра по разработке новых продуктов. И что, пожалуй, наиболее важно: они еще и служат ролевой моделью для своих соотечественников, подают пример амбиций для новых управленцев, которые пока только мечтают о работе на мировом уровне.

Конечно, наших управленцев ждет высокий уровень конкуренции на рынке труда в странах, где бизнес-культура сформирована по англосаксонской модели. Но есть страны, где существует более низкий входной порог для иностранных руководителей. Речь идет об ОАЭ, Сингапуре, Нидерландах или Гонконге. В них тоже есть большое количество людей с самым разным культурным бэкграундом, и новичку здесь будет гораздо проще интегрироваться и научиться находить общий язык.

Для устойчивого экономического развития нам сегодня уже недостаточно лишь отечественного бизнеса или воспитания поколения управленцев только в своей стране. Тем, кто хочет, чтобы наша страна действительно приобрела больший вес в мировой экономике и вышла за пресловутые 4% ВВП, следует сделать все, чтобы сначала вырос процент культурно близких нам управленцев в крупнейших компаниях, которые и определяют курс развития мировой экономики.

Даже действуя косвенными методами, «наши» люди в крупных компаниях смогут создать на родине больше возможностей, больше рабочих мест и больше новых продуктов, а возможно, еще и существенно поменять наше общее мышление. Все это, на мой взгляд, даст больше, чем реализация любых, пусть даже самых громких инициатив, по импортозамещению.

В спорте чемпионом всегда становится тот, кто когда-то дерзнул мечтать об этом. То же правило работает и в бизнесе: если вы поставите себе цель войти в правление или в совет директоров глобальной компании, ваши шансы точно повысятся. И чем больше будет таких амбициозных людей, тем больше вероятность того, что наша страна займет достойное место в глобальной экономике. Звучит нетривиально? Дорога в тысячу миль начинается с первого шага, но самое сложное — это сознательно найти место для такого шага вперед.

Об авторе. Ярослав Глазунов — управляющий партнер российского офиса компании Spencer Stuart.