читайте также
Около пятнадцати лет назад — в 2005 году — мы с коллегами опубликовали в Harvard Business Review статью, в которой был представлен новый подход к личному и профессиональному развитию. Идея заключалась в том, что одобрение — важный фактор личностного роста, особенно когда дело касается истории нашего успеха. В статье мы представили набор упражнений для осмысления человеком своих лучших качеств. Метод, базирующийся на наших научных исследованиях, в настоящее время используют тысячи людей по всему миру для тимбилдингов, корпоративных тренингов и программ для руководителей. Также он применяется на курсах для студентов и аспирантов различных специальностей.
Согласно исследованиям, основанным на практическом применении метода, всем нам идут на пользу положительные отзывы о наших сильных сторонах и результатах работы. Это стимулирует позитивные эмоции и формирование собственного «я», помогает развить находчивость и улучшить качество отношений с коллегами, друзьями и членами семьи. Обмен информацией о наших лучших качествах с коллегами во время адаптации на новом рабочем месте также повышает удовлетворенность работой и снижает текучесть кадров.
Само по себе выполнение упражнений на осмысление своих лучших качеств, если не прибегать к ним слишком часто, гарантирует получение положительной обратной связи. Но есть и другие методы рефлексии и осмысления своих положительных сторон, которые могут органично вписаться в ваш ежедневный рабочий график. Такой непрерывный процесс помогает людям найти новые подходы к выполнению работы, развить те стороны личности, о которых обычно забывают под гнетом ежедневных рабочих обязанностей, и двигаться к поставленным задачам. Вот пять способов, которые позволят замечать и извлекать выгоду из ежедневных возможностей для развития, исходя из ваших лучших качеств.
Обращайте внимание на позитивную обратную связь
Большинство людей привыкли к критической обратной связи: она обычно связана с чувством ужаса, страха и взрывом эмоций, и поэтому особенно хорошо откладывается в памяти. По сравнению с этим позитивные отзывы о наших действиях часто остаются незамеченными. Но если вы слишком долго наслаждаетесь похвалами, вас вскоре могут упрекнуть в излишней нескромности. А значит нужно практиковаться в том, чтобы не слишком быстро забывать о таких позитивных моментах.
Чтобы запечатлеть эти моменты, создайте пространство — цифровое или физическое, где вы можете сохранять все полученные положительные отзывы. Это могут быть благодарственные письма, комментарии из ваших официальных аттестаций или упоминание результатов вашей работы в электронной переписке. И пусть ваша коллекция не ограничивается рамками вашей профессиональной жизни: отзывы из сферы личной жизни могут быть столь же действенными.
Когда вы получаете смешанную обратную связь, отделите друг от друга положительные и отрицательные комментарии. Это поможет вам на некоторое время сосредоточиться исключительно на положительных отзывах и выяснить, что продолжать делать, а что нет. Например, профессора, курсы которых оценивают сотни студентов, могут использовать взаимный коучинг с коллегами, которым доверяют. В этом случае они помогут друг другу выбрать позитивные комментарии из итоговых оценок, которые стоит сохранить в личной истории.
Как только вы создадите для себя «копилку» с положительными отзывами, сделайте напоминание в календаре, чтобы регулярно к ним возвращаться — ведь каждый раз вы сможете увидеть что-то новое. Спросите себя: можно ли выделить определенные тенденции или повторяющиеся моменты в этой обратной связи? Какие возможности показать себя с лучшей стороны стоит искать? Что еще можно узнать о своих сильных сторонах, и кто может в этом помочь? Хотя многие предпочитают отвечать на такие вопросы самостоятельно, полезным может быть и обмен мнениями с верным другом или коучем. Например, профессорам из предыдущего примера можно было бы назначать встречи доверенным лицам два раза в год, чтобы обмениваться положительными отзывами, помогать друг другу их интерпретировать и подумать о том, как их применить на практике в аудитории.
Задавайте вопросы
Не стоит расслабляться, получив положительные отзывы. Постарайтесь расспросить о них подробнее, чтобы узнать, какие именно шаги были наиболее действенными. Главное — задавать вопросы так, чтобы они не показались проявлением эгоизма, а дали понять, что вы не только готовы открыто выслушать мнение окружающих о себе, но и благодарны им за такую возможность.
Прислушивайтесь, к примеру, к похвалам. Мы часто стараемся не замечать комплименты, потому что нам неудобно их получать. Но на самом деле они помогают развиваться — правда, только если были донесены до нас в конкретной форме. Попробуйте понять, что кроется за клише и размытыми комментариями. Постарайтесь выяснить, что хорошо сработало — как для вас, так и для других — в конкретных ситуациях. Вы можете сказать: «Спасибо, что вы отметили это. Благодаря вашему отзыву мой день удался! Не могли бы вы уточнить, что конкретно в моих действиях впечатлило вас больше всего? Я пытаюсь понять свои сильные стороны, чтобы использовать их потенциал на работе».
Попросите вашего менеджера дать вам несколько развернутых примеров описания ваших сильных сторон по результатам официальной процедуры оценки эффективности. Узнайте у него, как и где эти качества применить на практике. Например, одна знакомая нам сотрудница, узнав, что обсуждения в команде проходят более гладко в ее присутствии, предложила своему руководству приходить и на другие встречи, где ее спокойствие и навыки фасилитатора могли бы быть использованы для улучшения групповых обсуждений. Начальник понял, что ее навыки могут пригодиться и на предстоящем форуме для клиентов, и, таким образом, у нее появилась новая возможность показать свои сильные стороны.
Исследования показывают, что менеджеры избегают давать конкретные и имеющие практическую ценность похвалы, поэтому вы можете сами сделать первый шаг. Спросите о том, что начальству нравится в вашей работе, и попытайтесь получить как можно более конкретный ответ. Например, при встрече один на один с вашим менеджером скажите: «Я пытаюсь больше узнать о том, какой вклад я вношу в деятельность компании, чтобы и дальше повышать эффективность своей работы. Как мой менеджер, вы, вероятно, лучше меня представляете, когда, где и как мои навыки могут пригодиться. Не могли бы вы привести конкретный пример, когда я, по вашему мнению, сумел(а) проявить себя лучшим образом и принести пользу вашей команде?»
Рассмотрите возможность встречи с наставником или коучем исключительно для обсуждения ваших сильных сторон и того, как вы можете развить их и использовать для большей эффективности в своей организации. Отдельно обсудите возможности развития недостающих вам качеств. Так как негативная обратная связь запоминается лучше, чем положительная, почти невозможно сосредоточиться на сильных и слабых сторонах в рамках одной и той же встречи. Если же вы сами даете обратную связь, задумайтесь об использовании этого метода, чтобы помочь вашим сотрудникам расти и добиваться успехов.
Анализируйте свои успехи
Анализируйте постфактум свою работу, чтобы установить для себя контрольные показатели и определить, какой опыт может пригодиться в будущем. Используйте метод, который применяют в спорте: просмотрите свою «запись» событий, чтобы определить, что прошло хорошо, и на основе этого разработайте тактику будущих «игр».
Если вы получили положительный отзыв при личной встрече, уделите время тому, чтобы осмыслить и записать свои впечатления об этом: составьте краткий рассказ о ваших действиях и их влиянии на работу организации. Ведение дневников — отличный инструмент, который поможет вам понять, как проявить себя как можно лучше. Например, один наш знакомый — директор по интеллектуальной собственности — вел такие дневники, чтобы повысить уровень личного и профессионального развития. Анализируя свои заметки, он понял, что лучше всего справлялся со сложными клиентами, если за день до официальных встреч у них проходил неформальный ужин, во время которого клиенты часто косвенно упоминали о своих интересах и проблемах. Такое предварительное знакомство с клиентом давало ему уверенность и спокойствие и позволяло добиваться результатов на формальных встречах. Как только наш знакомый понял это, он начал регулярно проводить неформальные ужины, что позволило ему проявлять свои лучшие качества более последовательно. В итоге он не только улучшил отношения с клиентами, но и получил продвижение по службе.
Также уделяйте время тому, чтобы поразмышлять о своих сильных сторонах в целом. Как ваши сильные стороны могут дополнить слабые? Подумайте об обратной стороне ваших лучших качеств: могут ли слабые стороны перевесить их или заставить вас пользоваться ими неправильно и как вы можете этого избежать?
Как только вы начнете анализировать самого себя (замечать положительные отзывы, задавать вопросы и анализировать свои успехи), у вас выработается более целостное понимание не только ваших лучших качеств, но и того, при каких условиях их потенциал можно максимально эффективно использовать на работе. Следующие советы помогут вам подготовиться к тому, чтобы использовать эти лучшие качества в жизни двумя способами: практиковаться и обмениваться мнениями с коллегами.
Ищите возможность практиковаться
В особенно негативной рабочей обстановке вообще трудно получить какое-либо признание своих заслуг. Поиск способов проявить себя в таких неблагоприятных условиях придаст вам уверенности в себе — особенно если в рабочей жизни у вас наступила черная полоса. Вот несколько вариантов, которые стоит попробовать.
Используйте ваши положительные качества, не связанные с профессией, на рабочем месте. Найдите способ получить подтверждение ценности вашего вклада в общее дело. Вам придется по-новому, более широко взглянуть на свои качества, выйти за рамки своего рабочего окружения и затем вернуться к своим обязанностям с пониманием того, что вам помогло преуспеть в прошлом.
Если вы, к примеру, состоите в религиозной общине, клубе выпускников, участвуете в работе общественной организации или помогаете организовывать совместные ужины с соседями, именно это может стать новым источником положительных отзывов о вашем вкладе и сильных сторонах, которые могут пригодиться на рабочем месте. Например, если в семье у вас репутация умельца, способного починить всевозможную технику, подумайте, как это качество может начать работать на вас. Одна из наших клиенток получила восторженные отзывы об организации нескольких крупных мероприятий, на которых множество приглашенных участников смогли пообщаться друг с другом. Она поняла, что этот же подход можно использовать для объединения всех сторон, задействованных в проведении крупномасштабного процесса изменений внутри ее компании.
Найдите возможность проявить себя в своей должности. Если у вас сложная работа, выберите несколько заданий, при выполнении которых вы можете показать себя наилучшим образом, чтобы компенсировать более слабые стороны. Это поможет вам закрепиться на вашей должности. Мы часто чувствуем себя наиболее ценными на работе, когда видим, какое влияние оказываем на других. По этой причине поиск ролей и возможностей, которые позволят вам оказывать влияние на работе или в профессиональном сообществе, станет важным способом проявить себя.
Когда вы получаете отрицательный отзыв, постарайтесь не забывать и о положительных. Напоминания о том, какой вклад вы вносите, не только сделают вашу реакцию на критику менее болезненной, но и обеспечат уверенность в себе и способность к действиям: они понадобятся вам, чтобы понять важность критики для дальнейшего роста. Определите, какие ваши лучшие качества помогут вам вынести полезный урок из критики и как вам развиваться дальше, не теряя ощущение собственного я.
Сами давайте обратную связь
Лучший способ не забывать о своих положительных сторонах — хорошо отзываться о положительных сторонах окружающих. Такой обмен мнениями по принципу взаимной полезности может укорениться и стать для вас привычным. Например, в конце проекта поделитесь своими мыслями о том, как каждый из членов вашей команды внес значительный вклад в работу. Завершающие торжества тоже просто созданы для обмена отзывами друг о друге. В любом случае, если позволяет время и график, для этого можно использовать электронную или обычную почту или общение один на один.
Дейл Карнеги и Джон Максвелл сравнили процесс развития людей с добычей золота: в процессе вам придется перекопать тонны грязи, но вы приступаете к этому с мыслью о том, что ищете золото. Точно так же люди, которые признают и подтверждают вклад других, могут более последовательно проявлять свои лучшие качества. Помните: становиться лучше самому и выявлять лучшее в других — это путешествие длиною в жизнь. С мужеством, любознательностью и целеустремленностью вы можете развивать свои качества, чтобы менять в лучшую сторону себя самого, свои отношения и даже свою организацию.
Об авторах
Лора Морган Робертс (Laura Morgan Roberts) — профессор менеджмента в Школе бизнеса Макдона при Джорджтаунском университете и соучредитель RPAQ Solutions, Inc., консалтинговой фирмы, занимающейся исследованиями в сфере лидерства.
Эмили Хифи (Emily Heaphy) — доцент кафедры менеджмента в Айзенбергской школе менеджмента при университете Массачусетса в Амхерсте.
Брианна Баркер Каза (Brianna Barker Caza) — степендиат программы Ричарда Моранца и Шери Уолдер Моранц, доцент кафедры деловой этики в Школе бизнеса Аспера при Университете Манитобы.