Что делать, если вы несчастны на работе | Большие Идеи

・ Профессиональный и личностный рост
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Что делать, если вы несчастны
на работе

Как получать удовлетворение от того, чем вы занимаетесь каждый день

Автор: Сьюзан Пепперкорн

Что делать, если вы несчастны на работе
BRYAN MULLENNIX/GETTY IMAGES

читайте также

Чудеса Али-Бабы

Веньяра Амин,  Мин Цзэн,  Ривз Мартин

Как брендинг и performance-маркетинг могут работать сообща

Джим Стенгел,  Кейт Ламбертон ,  Кен Фаваро

Что делать с невыносимыми клиентами

Джон Бутман

«Это испытание, которого я не пожелаю никому»: что узнали о лидерстве работающие родители

Рон Каруччи,  Саньин Сьянг

О счастье на работе написано очень много, однако, если верить статистике Gallup, 85% сотрудников не демонстрируют высокой степени заинтересованности в своей работе, а значит мало кто понимает, как этого счастья достичь. Среднестатистический современный человек тратит около 90 тыс. часов своей жизни на работе, поэтому очень важно выяснить, как проводить это время таким образом, чтобы это приносило не только деньги, но и удовольствие. Однако есть одна загвоздка: если счастье — ваша главная цель, часто вы будете чувствовать противоположное. Ведь счастье (как и все эмоции) — это краткосрочное, а не постоянное состояние. Альтернативное решение этой проблемы — сделать вашу профессиональную деятельность и жизнь осмысленной.

Как отмечает автор книги The Power of Meaning: Crafting a Life That Matters Эмили Эсфахани Смит, люди, сосредоточенные на поиске смысла в своей личной и профессиональной жизни, чаще и дольше чувствуют себя благополучно. Исследования показывают, что повышение уровня значимости работы является одним из наиболее действенных, но недостаточно используемых способов повышения продуктивности, вовлеченности и производительности сотрудников. Опрос 12 тыс. сотрудников показал, что половина из них не видит в ней смысла. У тех же, кто чувствует значимость своей работы, степень удовлетворения ею оказалась в 1,7 раз выше, а сами они в 1,4 раза больше вовлечены в рабочий процесс и не хотят менять работу в три раза чаще, чем люди, которые не видят в ней смысла.

Консультируя менеджеров, задумывающихся о следующем шаге в своей карьере, я часто слышу от них, что они хотели бы видеть больше смысла в своей работе. Например, Джон (имя изменено) основал биотехнологическую компанию с выручкой в $2 миллиарда. Инвесторы настаивали на том, чтобы он занял пост генерального директора другой организации. Но когда перед Джоном открылось столько впечатляющих возможностей, он понял, что хочет решить более серьезные проблемы в сфере здравоохранения, с которыми до него никто не мог справиться. Хотя он был польщен тем, что ему пророчили столь высокую должность, от работы ему требовалось большее: удовлетворение в долгосрочной перспективе и личная заинтересованность в том, что он делает.

Разница между осмысленностью и счастьем

Недавно исследовательская группа во главе с Шоном Ачором обнаружила, что девять из десяти человек готовы отказаться от части своего заработка при возможности обменять его на более значимую деятельность. Таким образом, огромное количество сотрудников готовы на сокращение заработной платы в обмен на то, чтобы их работа имела смысл. Но что мы на самом деле ищем, когда речь идет о большей значимости работы — и как эта значимость отличается от счастья?

Философы, ученые, люди искусства и психологи годами пытались найти ответ на этот вопрос. Согласно исследованию, проведенному психологом Роем Баумайстером и его коллегами, существуют пять характеристик, помогающих понять различия между счастьем и смыслом.

Получаете ли вы то, что хотите или в чем нуждаетесь. Было установлено, что только счастье, а не смысл, зависит от удовлетворения желаний. Действительно, как писал Баумайстер, «то, насколько часто человек чувствует себя хорошо или плохо, не влияет на чувство значимости, которое может оставаться на высоком уровне даже в очень неблагоприятных условиях». Например, хотя Джона, возможно, и прельщал престижный статус CEO, он с готовностью от него отказался в пользу стремления заниматься чем-то более значимым.

Временные рамки. Баумайстер обнаружил, что если ощущения счастья напрямую связано с состоянием «здесь и сейчас», значимость же «формируется за счет объединения прошлого, настоящего и будущего в некую связную историю». В случае с Джоном несмотря на то, что должность генерального директора могла бы немедленно принести ему ощущение счастья, он был готов отказаться от этого быстрого выброса эндорфинов ради поиска того, что соответствовало бы его более широким и долгосрочным ценностям.

Социализация. Связи с другими людьми важны как для счастья, так и для смысла, но именно характер этих связей определяет степень удовлетворения, получаемого от них. Баумайстер выяснил, что помощь другим людям связана со значимостью, а помощь со стороны других людей — со счастьем. Желание Джона использовать свои навыки, чтобы помогать другим, определило его профессиональный выбор.

Трудности. Стресс, соперничество и борьба уменьшают уровень счастья, «но они, по всей видимости, являются неотъемлемой частью наполненной смыслом жизни», считает Баумайстер. Джон был готов пойти по более сложному пути: искать альтернативу должности CEO, чтобы найти работу с большей значимостью.

Самоопределение. Важным источником значимости являются действия или деятельность, помогающие «выразить себя», даже если они не влияют на уровень счастья. Тяга Джона к другому типу работы показывает, что для него имеет наибольшую ценность.

Как сделать значимость приоритетом

Упомянутые выше различия могут служить ориентиром для того, чтобы сформировать в вашей профессиональной деятельности чувство значимости, которое, как подтверждают исследования психолога Пнинит Руссо-Нецер, в конечном счете может сделать нас и счастливыми тоже. Вот четыре практических совета, следуя которым вы привнесете больше смысла в вашу работу.

Ведите дневник. Определите проекты и задачи, которые приносят вам наибольшее удовлетворение (в отличие от всего того, что дает это ощущение лишь в краткосрочной перспективе). Получаете ли вы удовольствие, когда выступаете с презентациями перед клиентами? Вдохновляет ли вас наставничество и тренинг младших сотрудников — и мысль о том, что ваши усилия положительно повлияют их будущее?

Расставляя приоритеты, сопоставляйте ваши ценности и действия. Если наставничество соответствует вашей личности и потребности самовыражения, проводите тренинги еженедельно. Если основной ценностью для вас является саморазвитие, включите в свой распорядок дня прослушивание подкастов, образовательные курсы или участие в работе группы по генерации идей.

Сфокусируйтесь на отношениях, а не только на результатах. Но подумайте, как лучше подойти к этому. Помните о выводе Баумайстера о том, что от вашего вклада в благополучие других людей сильно зависит ощущение значимости.

Рассказывайте коллегам о своих успехах. Так вы поможете окружающим определить, какие виды деятельности соответствуют их потребности в самовыражении и значении. В книге «Выжить на работе» Дэниел Кейбл предлагает своим коллегам делиться друг с другом впечатлениями об успехах других. Вы можете попробовать это с кем-то из коллег и попросить его сделать то же самое для вас.

Жизнь со смыслом и целью, быть может, не сразу сделает вас счастливыми. Для этого также нужно анализировать свои действия и прилагать усилия, преодолевая трудности. Но если вы с умом подходите к работе и стремитесь помогать другим людям, учитывая при этом потребности вашей личности, возможность применить навыки, способные помочь вам увидеть подлинную ценность в своей работе, найдется.

Об авторе. Сьюзан Пепперкорн (Susan Peppercorn) — коуч, автор книги «Ditch Your Inner Critic at Work: Evidence-Based Strategies to Thrive in Your Career».