Три причины, по которым у вас не получается следовать за своей страстью | Большие Идеи

・ Профессиональный и личностный рост
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Три причины, по которым у вас не получается следовать за
своей страстью

Почему не стоит ждать озарения в поисках дела жизни

Автор: Джон М. Яхимович

Три причины, по которым у вас не получается следовать за своей страстью
PM IMAGES/GETTY IMAGES

читайте также

Успех изменяет мозг

Скотт Беринато

Начать со школы

Берглёф Эрик,  Плеханов Александр

«Идеи для лидера»: дилемма инноватора, влияние венчурного капитала и польза от ИИ

Никита Щуренков

Кризис как норма жизни

Грашоу Александр,  Хейфец Рональд

Сколько раз мы слышали о том, что важно «следовать зову своего сердца»? Об увлеченности говорят в торжественных выступлениях на выпускных в университетах, пишут в объявлениях о поиске сотрудников. Порой мы и сами себе это говорим. Я опросил новый курс студентов программы MBA в бизнес-школе Колумбийского университета и выяснил, что более 90% считают «возможность заниматься тем, что нравится», важным аспектом будущей работы.

Согласно недавнему опросу, проведенному компанией Deloitte среди 3 тыс. американских специалистов разного уровня полномочий из разных отраслей, работающих на условиях полной занятости, только 20% действительно увлечены своей работой. Исследования, проведенные мной и другими учеными, показывают, что многие — если не большинство из нас — не понимают, как найти дело по душе, и поэтому ничего не получается. Как же справиться с этой задачей? Исследования показывают, что важно понять три ключевые составляющие: 1) страстное увлечение не находят, а развивают; 2) следовать за велениями своего сердца сложно, особенно с учетом того, что со временем страсть ослабевает; 3) увлеченность может ввести нас в заблуждение, и поэтому важно понимать ограничения.

Не ждите, что увлечение найдется само по себе

Одно распространенное заблуждение состоит в том, что увлеченность была и будет всегда: либо есть страсть к чему-то, либо нет. Проблема в том, что это заблуждение нас ограничивает: мы ждем, что узнаем свое увлечение или найдем его случайно. В результате мы можем перепробовать много разных вариантов работы в поисках «той самой», которой мы мгновенно загоримся. Но не принимаем во внимание факт: чтобы развить страсть к работе, требуется время, а также навыки, уверенность и умение выстраивать отношения.

Исследования показали, что вера в наличие некоего неизменного призвания может снизить склонность людей к изучению новых предметов — потенциально новых источников увлеченности. Это также заставляет нас быстрее бросать новые начинания, особенно если они даются не слишком легко.

Чтобы посвятить себя тому, что действительно нравится, не стоит полагаться на установку, что увлечение нужно найти. Вместо этого подумайте о том, как можно его развить. Например, вы можете выстроить свою работу так, чтобы уделять больше времени изучению задач, которые вам больше нравятся (или просто вызывают любопытство), или работать с теми, кто вас вдохновляет. Это также поможет вам поближе познакомиться с коллегами, узнать, чем они интересуются и как воспринимают свою работу. Так вы сможете научиться помогать друг другу в своих начинаниях. Наконец, вообще не обязательно связывать работу и страсть. Если ваша работа не позволяет вам заниматься по-настоящему любимым делом, или если вы не хотите заниматься им на работе, вы можете найти время и место для своего увлечения и за пределами рабочего пространства.

Занимайтесь тем, что вас по-настоящему волнует, а не тем, что приносит удовольствие

Один из самых распространенных способов следовать за своей страстью — это выбрать занятие, которое приносит больше радости или кажется наиболее интересным. В рамках одного исследования мы с соавторами проанализировали все речи-обращения к выпускникам, произнесенные за последние 10 лет в лучших университетах США, и выбрали все примеры, когда докладчики рассказывали выпускникам о том, что значит «следовать зову своего сердца». Большинство советов строились вокруг того, что нужно «делать то, что любишь». Однако некоторые ораторы говорили, что нужно «посвятить себя тому, что для тебя важно». Разница небольшая и все же существенная: «занимайся тем, что любишь» — это о том, что приносит удовольствие и делает нас счастливыми, а «занимайся тем, что для тебя важно» увязано с ценностями и стремлением что-то изменить, внести свой вклад.

В более позднем исследовании с участием нескольких сотен сотрудников мы обнаружили, что те, кто считает увлеченностью стремление к деятельности, которая приносит лишь радость, имеют меньше шансов добиться успеха в своих начинаниях и с большей вероятностью бросят работу через девять месяцев после начала деятельности. Другое дело — те, кто считает, что главное заниматься тем, что для тебя важно.

Почему с работой, которую человек считает значимой, складывается лучше? Похоже, в таком случае удается более стойко переживать неудачи, а они всегда являются неотъемлемой частью пути. Примечательно, что немецкое слово «Leidenschaft», которое обычно используют в контексте увлеченности, буквально переводится как «способность превозмогать трудности». В рамках другого исследования я обнаружил, что сама по себе увлеченность слабо связана с эффективностью работы сотрудников. Однако в сочетании с настойчивостью — то есть способностью сотрудника идти к своей цели даже перед лицом трудностей — она помогает добиться желаемого.

В реальности страсть со временем угасает, поэтому, сосредоточившись исключительно на поиске счастья, есть шанс сдаться быстрее, чем если бы вы занимались по-настоящему волнующими вас вещами. Следуя за своей страстью, важно иметь в виду, что устойчивость — ключевой фактор для достижения долгосрочного успеха, потому что это непрекращающийся и довольно сложный процесс.

Помните об ограничениях

Также важно отдавать себе отчет в том, что страсть не всегда сыграет вам на руку. В ходе одного исследования мы с соавторами обнаружили, что увлеченность связана с повышением эффективности только тогда, когда а) окружающие ее поддерживают, и б) когда она выражается в уместном контексте (поскольку люди склонны считать, что в одних областях (например, в консалтинге) страстное увлечение своей деятельностью уместно больше, чем в других (например, в бухгалтерском деле).

Что это значит? Представьте, что вы представляете рабочий проект, которым вы сильно увлечены. Открытая демонстрация этого пойдет вам на пользу, только если аудитория заранее согласна с вашей позицией. Если зрители еще сомневаются, ваша страсть к предмету может негативно сказаться на всем предприятии. Точно так же, если вы предприниматель, страстное отношение к собственной идее может помочь привлечь инвесторов, но такая же «заряженная» подача во время обсуждения условий сделки может не иметь того же вдохновляющего эффекта, особенно в зависимости от того, с кем именно вы разговариваете.

По результатам другого исследования, сотрудников, о которых можно сказать, что они горят своим делом, коллеги будут эксплуатировать чаще других, ведь те открыто выражают свое удовольствие от работы. В результате, коллеги чаще просят увлеченных сотрудников выполнять неприятные для себя задачи и работать сверхурочно. Это подчеркивает сложный парадокс: выражать свою увлеченность делом полезно, потому что другие больше восхищаются вами и могут помочь вам достичь лучших результатов. В то же время, повышается вероятность того, что вас попросят выполнять задачи, выходящие за рамки должностных инструкций, и тогда вы рискуете слишком устать и выгореть.

Еще одно исследование, проведенное Эрикой Бейли в школе бизнеса Колумбийского университета, показало, что более увлеченные своим делом сотрудники также склонны к излишней самоуверенности. Конечно, в некоторых ситуациях это бывает полезно. Например, если бы предприниматели учитывали, сколько стартапов реально добиваются успеха после запуска, многие из них отказались бы от мысли заниматься своим делом. Однако во многих ситуациях чрезмерная самоуверенность может привести к неблагоприятным последствиям, так как увлеченные и самоуверенные сотрудники не склонны искать обратной связи и собирать информацию, необходимую для достижения успеха. Если вы увлечены своей работой, имейте в виду, что это может привести к завышенной оценке собственных способностей и результатов работы. Не забывайте спрашивать мнение окружающих и уточнять, действительно ли вы двигаетесь в правильном направлении. В противном случае есть соблазн поверить, что страсть двигает вас вперед, хотя на самом деле это происходит только у вас в голове.

Многие из нас хотят заниматься тем, что любят, и обычно организации это поощряют. Но дело в том, что мы часто не знаем, как к этому прийти. Если понимать, что увлеченность можно развить, что это сложный и долгий процесс, а еще — что она может сбивать вас с толку, вам будет легче достичь более высоких результатов.

Об авторе. Джон М. Яхимович (Jon M. Jachimowicz) — доцент кафедры делового администрирования отделения организационного поведения Гарвардской школы бизнеса. Занимается исследованиями вопросов увлеченности в работе, прежде всего как характеристики, меняющейся во времени. Вторым направлением его специализации являются исследования экономического неравенства, в частности, он анализирует, как воспринимаются различия в доходах и как они влияют на эмоции и поведение людей. Его изыскания касаются возможных методов поддержки наименее обеспеченных слоев и оказания содействия в достижении более благоприятных долгосрочных результатов. Яхимович получил докторскую степень в области менеджмента в бизнес-школе Колумбийского университета.