Перестаньте отвлекаться | Большие Идеи

・ Профессиональный и личностный рост
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»


Перестаньте отвлекаться

Три совета, которые позволят работать эффективно и получать удовольствие

Автор: Маура Томас

Перестаньте отвлекаться
MICHAEL BLANN/GETTY IMAGES

читайте также

«Лакомые» должности в финансовом секторе по-прежнему недоступны для слабого пола

Лиетц Джерардо Нори

Сколько платят эффективные руководители

Кристина Телло-Трилло,  Мелани Валлског,  Николас Блум,  Скотт Олмахер

Расставание с иллюзией вечного роста

Вишал Гаур,  Клейнбергер Херб,  Маршалл Фишер

«Как бы ни реагировал ваш руководитель, забудьте о благодарности»

Авива Виттенберг-Кокс

Насколько часто у вас случаются дни, когда вы чувствуете себя выдохшимися, но понимаете, что ничего не достигли? Если ваш ответ — «всегда» или «очень часто», то вы не одиноки. Для большинства работающих многозадачность превратилась в стратегию выживания. Мы постоянно переключаемся с поручения или проекта на бесконечный поток коммуникаций, просьбы коллег и офисную суету.

Постоянно отвлекаясь, мы распыляемся и не успеваем выполнять задачи. В результате появляется чувство перегруженности и истощения. И когда после насыщенного, изнуряющего дня результата не видно, работа в лучшем случае не приносит удовлетворения, а в худшем демотивирует. Это рецепт выгорания, ведь двигаться вперед легче, когда есть результат.

По опыту своей работы (я проводила консультации и тренинги по продуктивности в почти 2 тыс. организаций) я обнаружила, что отвлекающие факторы — главное, что мешает сосредоточенной и приносящей удовлетворение работе. Исследования, проведенные Глорией Марк и ее коллегами, показывают, что мы переключаемся с одного вида деятельности на другой каждые несколько минут, и из-за таких частых прерываний «приходится работать быстрее, что ведет к повышенному стрессу, неудовлетворенности, нехватке времени и сил». Все это не только не идет на пользу производительности, но и не делает нас лучше в глазах окружающих.

Профессор Джорджтаунского университета Кэл Ньюпорт определяет «углубленную работу» как «способность погрузиться в требующую когнитивных усилий задачу, ни на что не отвлекаясь». По его мнению, «только так можно справиться со сложной информацией и добиться лучших результатов за минимальное время».

Я считаю, что углубленная работа требует «интеллектуального импульса». Требуется время, чтобы начать, сосредоточиться и полностью мобилизовать свои ресурсы ради наиболее важной, значимой работы. Под ресурсами я подразумеваю не только наши знания, мудрость и опыт, но и эмпатию, заинтересованность, доброту, прилежание и все другие качества, которыми мы пользуемся в своей повседневной жизни и которые делают ее уникальной, более насыщенной и значимой. Описывая эффект такого импульса в решении задачи, наработке опыта или связей, я обычно формулирую это так: «проявить свою гениальность».

Приведу такую аналогию: представьте, что вам нужно проехать 16 км на велосипеде. Вы крутите педали, набираете скорость и дистанцию — вдруг по какой-то причине нужно тормозить. Из-за вынужденной остановки вы потеряли взятый темп и вынуждены снова прилагать усилия, чтобы разогнаться. Представьте, что вас заставляют тормозить каждый раз, как только вы разгоняетесь. Так у вас не получится иногда двигаться по инерции. Придется постоянно упорно крутить педали. Насколько больше времени вам понадобится, чтобы добраться до места назначения? Насколько сложнее и неприятнее будет ваш путь? Так получается и с мыслительной энергией под влиянием отвлекающих факторов, а результат — рабочие дни без чувства удовлетворения и достижений.

Невозможно проявить свою гениальность в трехминутные интервалы между прерываниями. К сожалению, для многих из нас отвлекаться становится привычкой, которая так часто получает мощное подкрепление, что от нее чрезвычайно сложно избавиться. Воздействующие на наши решения технологии, спроектированные с учетом передовых методов поведенческой психологии для большего вовлечения пользователя, только усугубляют проблему. И со временем, когда привычка закрепляется, мы сами начинаем искать, на что отвлечься. Когда задач не очень много, или они скучные, или неприятные, мы тянемся за телефоном.

Привыкая отвлекаться, мы замечаем, что интервалы концентрации внимания становятся все короче, и у нас не хватает терпения направлять мыслительную энергию в нужное русло. Приходится делать над собой усилие, и все реже удается поймать тот самый необходимый интеллектуальный импульс, чтобы «проявить свою гениальность». Таким образом, проблемы, связанные с привычкой отвлекаться, усугубляются: падает не только наша способность погружаться во вдумчивую работу, но и желание это делать.

Вот почему я убеждена, что повышение производительности требует не «тайм-менеджмента», а управления вниманием и отказа от привычки отвлекаться. Вот три простых и посильных для каждого шага на пути к изменениям: осознать привычку, разработать план по ее преодолению и воспользоваться принципом энергии активации.

Первый шаг — это осознание. Сложно изменить привычку, если вы не понимаете, что она у вас есть. Привычки активируются по сигналу, поэтому старайтесь замечать, насколько часто и почему вы позволяете кому-либо или чему-либо красть свое внимание. Каждый раз, когда вы обнаружите, что нечаянно отвлеклись от выполняемой задачи, отмечайте случай на бумаге. Затем подумайте, что заставило вас отвлечься, и снова запишите.

Осознав, на какие сигналы срабатывает привычка, можно найти способы борьбы с ними. Например, спросите себя и других, что конкретно можно сделать, чтобы вас не отвлекали, когда вы пытаетесь сконцентрироваться, или что конкретно сказать, если все-таки отвлекают. Или придумайте что-то, чтобы не тянуться то и дело за телефоном. Записывайте идеи и ищите возможности их опробовать, затем отмечайте, оказались ли они успешными. Со временем вы начнете понимать, что работает, а что нет именно в вашей ситуации.

Третий способ избавиться от склонности отвлекаться связан с понятием «энергии активации». Помогите себе наработать более продуктивные привычки управления вниманием. Например, приступая к содержательным, важным задачам, которые кажутся сложными, разбейте их на несколько составляющих и дайте им конкретное описание. Например, вместо того чтобы внести в список дело «написать статью», запишите «перечислить четыре мысли для статьи». Вместо «проанализировать отчет», запишите «найти главную идею в первой части отчета». Если дело кажется быстрым и легким, вероятность выполнить его повышается. Сделайте так, чтобы все казалось быстрым и легким. Самое сложное — это начать.

Следствием принципа энергии активации являются так называемые «помехи». (Исследователь вопросов счастья Шон Эйкор называет эту пару принципов «правилом 20 секунд».) Этим инструментом вы также можете пользоваться. Например, если у вас есть привычка постоянно дома по вечерам проверять электронную почту на смартфоне, возможно, она не связана с тем, что вы хотите прочитать сообщения. Может быть, вы просто «привыкли» проверять ее целый день в офисе. Уходя домой, оставляйте работу в офисе и создавайте себе в помощь помехи. Зайдите в настройки учетной записи на своем устройстве и отключите электронную почту. Даже если вы по привычке откроете почтовое приложение, то увидите пустой экран. Чтобы вернуться в настройки и включить почту, понадобится несколько секунд, которых вам, возможно, хватит, чтобы напомнить себе о плане и удержаться от порыва.

Из-за отвлекающих факторов мы чувствуем себя выдохшимися и нам кажется, что задачи не выполняются, хотя мы вечно заняты. Привычка закрепляется, и когда нас никто не отвлекает, мы отвлекаемся сами. Чтобы избежать выгорания, нужно признать проблему и составить план по борьбе с ней. Так мы сможем выполнять самую содержательную и важную работу и «проявить свою гениальность».

Об авторе. Маура Томас (Maura Thomas) — тренер по индивидуальной и корпоративной продуктивности, управлению вниманием и балансу между работой и личной жизнью. Выступает с лекциями во многих странах. Участник TEDx, создатель RegainYourTime.com, автор книг «Personal Productivity Secrets», «Work Without Walls» и «Attention Management». Часто принимает участие в крупных мероприятиях по вопросам бизнеса и недавно была включена в список Top Leadership.