Как правильно выбрать и организовать подработку | Большие Идеи

・ Профессиональный и личностный рост
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как правильно выбрать и
организовать подработку

О чем нужно помнить в эпоху гигономики

Авторы: Дженнифер Нарганг , Хадсон Сешнс , Мануэль Волон , Эми Бартелс

Как правильно выбрать и организовать подработку
Kelly Sikkema / Unsplash

читайте также

В ожидании роботов: чем интересен и страшен искусственный интеллект для простых людей

Лесли Гейнс-Росс

Как учредителю компании плавно выйти на пенсию

Карен Файрстоун

Основатель eBay — о новом понимании благотворительности и социальной функции бизнеса

Омидьяр Пьер

Сергей Савельев: Общество изгоняет умных

Анна Натитник

С развитием платформенных технологий в условиях, когда компании все чаще привлекают фрилансеров, подрядчиков и независимых специалистов, сегодня как никогда просто найти подработку в дополнение к основной занятости. Почти 44 млн человек в США имеют дополнительные источники дохода: кто-то подрабатывает водителем в сервисах совместных поездок, кто-то сдает в аренду жилье или продает изделия собственного производства через интернет.

Дополнительная занятость становится все более распространенной еще и потому, что ее несложно организовать. Например, чтобы заработать на заполнении опросников на платформе краудсорсинга платных заданий Mechanical Turk от Amazon, достаточно потратить две минуты на подачу анкеты и получить быстрое подтверждение. Для регистрации водителем в Lyft — при наличии действующих прав, нормальной машины, чистого водительского стажа без серьезных нарушений — достаточно заполнить короткую форму заявки. Даже в более высокоспециализированных видах фриланса, например, в области графического дизайна или веб-разработки, можно за пару дней войти «в дело», разместив профиль на Upwork или других подобных платформах.

Но заниматься подработкой не так просто. Мы решили выяснить, какие преимущества получают те, кто совмещает основную работу с побочными проектами, и в какие ловушки они попадают. Для этого мы провели несколько исследований, в которых приняли участие более тысячи человек, сочетающих полную и частичную занятость, — например, сотрудник HR-отдела, в свободное время занимающийся изготовлением и продажей ювелирных изделий, специалист по анализу данных и курьер сервиса доставки еды Postmates, медсестра, заполняющая онлайн-опросники, и графический дизайнер, пишущий тексты на фрилансе. В среднем побочным проектам опрошенные уделяли четыре дня и суммарно по 13 часов в неделю, медианный дополнительный доход по выборке составил приблизительно $5 тыс., и почти у половины подработка была не одна.

Те, кто живет исключительно за счет работы с частичной занятостью, не всегда уверены в завтрашнем дне и испытывают сложности с профессиональным самоопределением (подробнее см. здесьприм. ред.), но многие приходят к тому, что плюсы фриланса можно совместить со стабильностью постоянного трудоустройства. В частности, мы выяснили, что дополнительные проекты дают чувство уверенности в собственных силах и возможность самостоятельно обеспечивать себя работой — в результате человек больше вкладывается в них эмоционально и умственно. Этот положительный эффект переносится и на основную деятельность, и ее качество тоже повышается. Тем не менее в некоторых случаях подработка может отвлекать от основной занятости. Проведя исследование, мы поняли, как при наличии основной работы подбирать подходящий вид дополнительной деятельности и заниматься проектами не в ущерб основным профессиональным и прочим задачам.

Что выбрать

К счастью, вариантов для желающих найти подработку очень много. Величина заработка, разумеется, — один из важнейших критериев, но выясняется, что уверенность в собственных возможностях и степень вовлеченности в побочные проекты зависят также от характера и мотивов выполнения работы.

Характер работы. Степень удовлетворенности дополнительной занятостью определяют пять основных факторов. Во-первых, независимость исполнителя и возможность самостоятельно принимать решения, выбирать график и способ выполнения работы. Во-вторых, возможность заниматься чем-то от начала до конца — проекты, которые дают такой шанс, приносят больше отдачи. К счастью, частичная занятость в силу характера краткосрочного найма, как правило, предполагает именно такие независимые и обособленные задачи. Поэтому найти дополнительный заработок с подобными параметрами будет несложно.

Еще три важнейших соображения при выборе дополнительной занятости касаются обратной связи, значимости работы и многообразия навыков. Если в побочных проектах прямо и четко оценивается качество работы, это делает их более привлекательными для исполнителя. Взять к примеру мгновенную обратную связь в Lyft и Uber — рейтинг водителей и чаевые сверх тарифа. Другое дело — услуги по выгулу собак для пользователей приложения Rover: отзывы об уровне обслуживания можно получить не всегда, и потому отдачи от такой работы меньше.

Деятельность, которая воспринимается как значимый содержательный труд (напрямую влияющий на жизнь или работу других), также вдохновляет исполнителей. Например, продажа товаров через интернет вряд ли имеет особый смысл для тех, кто ею занимается. А вот услуги няни, предлагаемые через приложение Urbansitter, могут восприниматься как нечто важное и значимое. Наконец, положительный опыт дают подработки, требующие нескольких навыков. Можно делать то, что уже умеешь, но еще лучше воспользоваться шансом и развиваться в новом направлении. Взять для примера многообразие и широту навыков, которые требуются для выполнения разных задач на краудсорсинговой платформе TaskRabbit, — там недостаточно, как в сервисах совместных поездок, иметь водительские права. Другими словами, если дополнительная работа предполагает независимость, делится на отдельные самостоятельные задачи, дает возможность получать обратную связь, почувствовать собственную значимость и задействовать несколько разных навыков, она будет вас подпитывать и позволит почувствовать уверенность в собственных силах и вовлеченность.

Мотивы поиска подработки. У тех, кто занимается подработкой, могут быть для этого разные причины, и от того, что это за причины, во многом зависит, будет ли человек доволен своей побочной деятельностью. Многие преследуют прагматические цели, например, стремятся к достатку и хотят уверенности в завтрашнем дне. Мы выяснили, что для 45% людей главная мотивация — повысить уровень заработка и престижа.

Но могут быть и другие причины. Например, 34% людей видят основной интерес в том, чтобы разнообразить свою работу и получить большую независимость. Скажем, кассир может переключаться, выполняя от случая к случаю заказы с TaskRabbit, а бухгалтеру ради большей самостоятельности можно заниматься творческой работой и продавать свои произведения на Etsy. Еще 7% опрошенных отметили в качестве основного аргумента в пользу дополнительной занятости стремление расширить социальные контакты и приносить пользу окружающим. Например, чтобы чаще общаться с людьми, кто-то решает стать водителем в Lyft, а кто-то по вечерам идет преподавать в муниципальный колледж, желая приносить пользу обществу. При наличии таких мотивов (то есть стремления больше зарабатывать или повысить свой престиж, сделать работу более разнообразной или получить больше самостоятельности, общаться с людьми или помогать им), по-видимому, появляется готовность лучше выстраивать свою работу, что повышает вовлеченность в побочные проекты. Наконец, мы выяснили, что для 14% опрошенных главное — уверенность в завтрашнем дне и возможность контролировать свою работу. Например, кто-то может сдавать в аренду свободную жилплощадь на Airbnb, чтобы подстраховаться в выплатах по ипотеке.

Изучив эти четыре мотива, можно сделать два важных вывода. Во-первых, подработка — это не только дополнительный доход. Во-вторых, когда это не единственная цель и есть другие причины заниматься чем-то дополнительно, человек начинает активно принимать решения и действовать в соответствии с личными устремлениями. В свою очередь, так работник чувствует больше уверенности в собственных силах и большую заинтересованность в работе.

Кроме того, дополнительная работа идет лучше, когда мотивы исполнителя согласуются с характером занятости. Например, желающим общаться не подойдет заполнение онлайн-опросников, а вот работать за барной стойкой несколько вечеров в неделю — вариант, возможно, более подходящий. Поэтому в выборе вида деятельности для подработки важно руководствоваться тем, что вам интересно, и понимать, насколько это может быть реализовано в той или иной сфере.

Близка ли подработка к основной деятельности или далека от нее. Стоит ли штатному бухгалтеру в свободное от работы время составлять декларации для физических лиц? Выигрыш при таких близких вариантах основной и дополнительной занятости — в наличии нужных навыков для каждой из задач. Когда они совпадают, вести два участка и перестраиваться с одного на другой будет проще, чем если бы бухгалтер подрабатывал, например, свадебным фотографом. И тем не менее наши исследования показывают, что, когда характер основной и дополнительной занятости совпадает, полноценно отключаться от дневной работы не получается, поскольку штатный опыт переносится на дополнительные часы, которые при прочих условиях были бы посвящены чему-то другому. В конечном итоге, когда остается меньше времени вне основной профессиональной деятельности при наличии близкой по профилю подработки, отдыхать от работы не получается. Поэтому тем, кто хочет найти дополнительные источники заработка, приходится подбирать варианты с учетом имеющихся навыков, но желательно и внести разнообразие в свой труд, чтобы иметь возможность отвлекаться от штатной занятости.

Как выстроить работу

Выбрав себе подработку с учетом характера задач, собственных мотивов, а также разницы между основной и побочной занятостью, нужно принять еще несколько важных решений о том, как организовать свой труд. В частности, придется понять, как наладить ритм дополнительной работы и отделить ее от основной, и подумать о том, можно ли рассказывать о ней в офисе.

Сроки и объемы дополнительной работы. Некоторые виды подработки изначально легко масштабируемы. Например, в любой день можно заполнить нужное число опросников, взять пассажиров с учетом продолжительности маршрута, доставить больше (или меньше) заказов клиентам Uber Eats. В таких случаях не составит труда подстроить сроки и объемы выполнения заданий под основную работу и личные дела. При других вариантах рабочую нагрузку нужно оценивать более основательно. Иногда необходимо выстраивать отношения с клиентами и соблюдать график — это касается преподавания, выгула собак, услуг по уходу за детьми. В таких сферах может быть полезно вести «дневник заказов», чтобы в попытке организовать устойчивый ритм занятости не брать на себя чрезмерные обязательства и не связываться с долгосрочными сложными заказчиками. Наконец, некоторым фрилансерам, скажем иллюстраторам или веб-дизайнерам, приходится работать «на результат». Часто в таких заказах важны сроки: порой дедлайн очень жесткий, а иногда задания поступают нерегулярно. Когда «то густо, то пусто», особенно тяжело приходится работникам, которые стремятся более равномерно выстраивать нагрузку понедельно. Те, кто старается придерживаться четкого плана, могут от подобных вариантов фриланса отказываться.

Побочные проекты в свободное или в рабочее время. 17% опрошенных признали, что когда-нибудь хотели бы уделять побочным проектам все свое время. В основном так говорили те, кто выбрал дополнительный заработок в соответствии со своими интересами (например, аэрофотосъемку с дрона, резьбу по дереву, творчество, написание текстов), но не получает достаточного дохода из этого источника. Как бы то ни было, при наличии долгосрочных планов на дополнительную занятость легче выбрать конкретный тип работы и определять ее сроки и объемы. Если есть желание когда-нибудь перевести подработку в формат основной работы, обычно выбор делается в пользу более интересных вариантов в сравнении со штатной работой, но с перспективой достаточного заработка, который позволит себя обеспечивать. Положительная сторона таких проектов — возможность без ущерба для основной деятельности попробовать что-то новое с расчетом в дальнейшем либо развивать выбранное направление, либо от него отказаться.

Сообщение о побочной работе. Дополнительная занятость предполагает выполнение работы за пределами основной профессиональной деятельности, так что многие руководители могут усмотреть в этом конфликт интересов или отступление от трудового договора. Прежде чем раскрывать все карты перед начальством, нужно свериться с политикой организации и убедиться, что вы ничего не нарушаете.

Тем не менее, даже если подработка не противоречит регламентам компании, часто сотрудники не уверены, можно ли сообщать о ней коллегам и начальству. Чтобы понять, насколько это на самом деле приемлемо для организации, стоит оценить ее внутреннюю культуру. Вспомните, знаете ли вы кого-то из коллег, у кого есть подработка, и говорят ли они об этом в открытую. Второй важный аспект — отношения с руководителем: доверяете ли вы ему? А он вам? Не рискуете ли вы этим доверием, если не расскажете о дополнительной занятости?

Если вы решите рассказать все начальнику, важно при разговоре сообщить ему, какую пользу приносит вам дополнительная работа и как она помогает вашей основной профессиональной деятельности, а еще — как вы собираетесь выстроить процесс, чтобы подработка вам не мешала. Важно указать, например, на навыки, которые вы приобретаете или совершенствуете в побочных проектах и которые можно применить в основной деятельности. Скажем, одна из участниц нашего исследования рассказывала, как дополнительное общение с клиентами в консалтинговом бизнесе помогает ей повышать качество основной работы в должности торгового представителя. Еще можно отметить, что побочные проекты дают вам возможность заниматься делами, благодаря которым вы в большей степени наслаждаетесь жизнью и работой. Одна из участниц исследования, сотрудник кадровой службы крупной корпорации из списка Fortune 100, рассказывала, что изготовление и продажа через интернет ювелирных изделий помогает ей реализовать творческие способности (на основной работе это было бы невозможно) и что это приносит ей удовлетворение жизнью и профессиональной деятельностью. Наконец, сошлитесь на выводы нашего исследования о том, что побочные проекты в сухом остатке, скорее, положительно сказываются на штатной работе.

Вашего руководителя может беспокоить, что дополнительная деятельность будет отвлекать вас от основной. В нашей выборке лишь немногие занимались побочными проектами в рабочее время — заверьте начальника, что и вы так не поступаете. Кроме того, пообещайте, что не будете использовать ресурсы компании, будь то компьютеры или канцелярские принадлежности, как подспорье в личных делах.

Чтобы как можно меньше отвлекаться, полезно следить за выполнением задач и достижением заданных целей. Например, вы не будете думать о посторонних проектах на Etsy, если сможете закончить заказ для клиента в выходные, а не растянете его на несколько вечеров в будни. Или вместо того чтобы распределять время на заказы в Uber до и после основной работы, можно выполнить дневную норму в те интервалы, когда вы более свободны, или, как вариант, можно задавать конкретную планку заработка на утро и на вечер.

Как уравновесить основную и дополнительную занятость

При всех многочисленных преимуществах у дополнительного заработка есть и недостатки. Постарайтесь избегать ловушек, которые он расставляет.

Распределяйте силы. Чаще всего подработкой участники нашего исследования занимались по вечерам в будни. Как ни хотелось бы сразу после работы приниматься за свои проекты или уделять им все вечера и выходные, нужно найти время, когда вы будете отключаться от основной и дополнительной занятости. В нашем исследовании в среднем подработкам уделяли четыре дня в неделю. Установить для начала строго определенные дни — уже хороший ход для разумного распределения сил. Тем, кто занимается побочными проектами, важно еще выдерживать паузу перед тем, как приступить к дополнительным делам, а не браться за них сразу после окончания официального рабочего дня. Даже короткие 10-минутные перерывы во время основной и побочной работы помогут вам восстановить силы. В паузах возникает искушение просматривать интернет, отвечать на электронные письма или отходить по делам, но лучше всего просто отключаться. Попробуйте на некоторое время сосредоточиться на своем внутреннем состоянии или подумать о том, какую радость вам приносит работа. Найдите время сказать спасибо окружающим и помочь кому-то из коллег. Сделайте паузу для медитации и расслабления.

Используйте полезные ресурсы побочной работы. Конечно, очень сложно жонглировать задачами на основной и дополнительной работе, но среди опрошенных нашлись и те, кому удавалось использовать ценные ресурсы побочных проектов. Многие участники отмечали, что на следующий после подработки день испытывают эмоциональный подъем, вдохновение и радость даже в офисе. Примечательно, что, согласно нашему исследованию, дополнительная занятость помогает также нейтрализовать негативные эмоции, возникающие из-за основной работы. То есть, если кто-то отмечал, что расстроен, подавлен или нервничает в офисе днем, возможность вернуться к дополнительным проектам выступала в качестве положительного ресурса, помогая гасить негативные эмоции.

***

Мы всеми руками за подработку: она позволяет пользоваться преимуществами, которые дает работа на себя, без потери стабильности традиционной занятости, а значит, у людей появляется возможность избегать ловушек, связанных с полным уходом в гигономику. Подработка также дает шанс почувствовать себя увереннее и самостоятельно определять характер и условия труда. Но, как и с прочими аспектами жизни, хорошего понемножку, главное — найти баланс.

Об авторах

Дженнифер Нарганг (Jennifer Nahrgang) — доцент, преподаватель факультета менеджмента и предпринимательства в Бизнес-школе Уильяма Кэри при Университете штата Аризона.

Хадсон Сешнс (Hudson Sessions) — доцент, преподаватель менеджмента в Колледже бизнеса Лундквиста при Университете штата Орегон.

Мануэль Волон (Manuel Vaulont) — студент программы PhD в Бизнес-школе Уильяма Кэри при Университете штата Аризона.

Эми Бартелс (Amy Bartels) — доцент, преподаватель менеджмента в Колледже бизнеса Университета Небраски в Линкольне.