Шесть советов для тех, кто должен заменить «звезду» | Большие Идеи

・ Профессиональный и личностный рост
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Шесть советов для тех, кто должен
заменить «звезду»

Что делать, если вы сменили выдающегося менеджера

Автор: Ребекка Цукер

Шесть советов для тех, кто должен заменить «звезду»
Steve Harvey / Unsplash

читайте также

В ожидании роботов: чем интересен и страшен искусственный интеллект для простых людей

Лесли Гейнс-Росс

Ежи и транши: как починить платежную логистику

Артем Генкин

Три способа справиться со стрессом

Наталья Кисельникова

Приготовьте аргументы: что нужно сделать, чтобы зритель вам поверил

Алексей Каптерев,  Андрей Скворцов,  Наталья Журавлева

Выходить на новую должность — и при повышении, и при переходе в другую компанию  — всегда стресс, особенно если ваш предшественник был настоящей звездой. Когда Тим Кук в 2011 году сменил Стива Джобса, сотрудники Apple (а также акционеры компании и весь остальной мир) думали: сможет ли он заменить самого Джобса и развить успех?

На вас, скорее всего, не будет смотреть весь мир. Но все-таки заменить того, кого все знали, кто хорошо справлялся со своей работой, одновременно заманчиво и страшновато. Страшно это потому, что, согласно отчету McKinsey, почти в 50% случаев смена руководства заканчивается неудачно. В том же отчете сказано, что 74% руководителей в США и 83% руководителей во всем мире не считают себя готовыми к новой роли, и менее чем треть из них думает, что их компания достаточно помогает им при переходе. Так что, вероятно, и вам в этот сложный период придется полагаться только на себя.

Чтобы повысить шансы на успех, используйте следующие методы.

Подготовьтесь к работе заранее

Вы должны быть готовы к новой должности еще до того, как впервые придете на новое место работы. Возможно, вам нужно разобраться в продукте, узнать о ключевом клиенте, понять, как устроена отрасль, или получить дополнительные, смежные навыки. Например, Карен (имя изменено) повысили и назначили финансовым директором большой публичной компании после отставки предыдущего директора, проведшего на этой позиции десять лет, уважаемого в организации и известного за ее пределами. Карен нужно было изучить все аспекты финансового дела: налоги, ценные бумаги, недвижимость и общение с инвесторами. Раньше она была вице-президентом по финансам и не соприкасалась с этими вопросами. Перед переходом на новую должность ей иногда приходилось вставать в пять утра, чтобы спокойно почитать перед началом нового рабочего дня (ведь днем она еще работала на прежней позиции). Если вы не сразу переходите на новое место, конечно, во время отпуска нужно немного отдохнуть, но также обязательно следует уделить время подготовке к новой должности.

Будьте собой

Не пытайтесь копировать характер и стиль управления вашего предшественника: не нужно притворяться. Не стесняйтесь быть самим собой — это поможет вам добиться уважения, а кроме того, тогда вас будут меньше сравнивать. Тим Кук — такой же перфекционист, как Стив Джобс, но он намного спокойнее и сдержаннее. Ему явно не нужно «быть как Стив Джобс», чтобы быть успешным.

Кристин Лагард, бывшая глава Международного валютного фонда, в ноябре 2019 заняла должность президента Европейского центрального банка. Вступая в новую должность, она объявила: «У каждого президента свой собственный стиль общения. Я знаю, что некоторые из вас любят сравнивать, оценивать и ранжировать. Но у меня другой стиль. Как я уже говорила, не нужно ничего додумывать, критиковать задним числом и сравнивать. Я буду сама собой — и, вероятно, буду поступать иначе».

Оба лидера проявили самостоятельность, что придало уверенности и остальным.

Определите заинтересованные стороны и наладьте с ними отношения

Ваш успех зависит в том числе от того, сможете ли вы наладить рабочие отношения с заинтересованными лицами — и внутри компании, и за ее пределами. Для этого нужно не только понять, кто это, но и выяснить, что для них важнее всего, чего они от вас ждут и о чем беспокоятся. Возможно, некоторые из них скептически относятся к вашей кандидатуре. Проведите с каждым из них встречу и спросите их:

  • По-вашему, каковы мои три главные задачи на следующие 6—12 месяцев? Какой результат вы сочли бы успешным?

  • С кем еще (в компании или за ее пределами) нужно выстроить отношения, чтобы выполнить эти задачи?

  • Что вас беспокоит и что я могу сделать?

Вы также можете привлечь в рамках программы «адаптационного тренинга» корпоративного коуча, чтобы он задал эти вопросы за вас — так вы получите более честные ответы. Но вам все равно будет нужно провести встречи с этими людьми и наладить с ними рабочие отношения.

Оцените вашу команду

Определив свои главные задачи, поймите, подходит ли для них ваша команда. Возможно, вам придется найти новых специалистов или обсудить проблемы с производительностью, которые мешают вам выполнять требования или тормозят работу. Энтони назначили управляющим директором в быстрорастущей фирме финансовых услуг, рассчитывая на его глубокие знания в этой сфере и надеясь, что он поможет компании выйти на новый уровень. Но ему постоянно приходилось погружаться в мелочи — в том числе и потому, что он уклонялся от неприятных разговоров и не обсуждал с членами своей команды их некачественную работу. Это дорого ему обошлось: он уделял главным стратегическим задачам так мало внимания, что его уволили, и его назначение вошло в те самые 50% неудач.

Настройтесь на правильный лад

Если вы должны заменить звезду, вы можете усомниться в своем профессионализме и в том, сможете ли вы остаться на уровне, заданном вашим предшественником. У вас может возникнуть синдром самозванца — особенно если вы попали на высокую должность и сталкиваетесь с новыми для себя задачами. Вы можете чувствовать себя обманщиком или считать, что не справитесь с задачей, — даже если понимаете, что на самом деле вполне компетентны. Это в какой-то степени нормально и даже полезно, но нужно все же собраться с мыслями и оценить ситуацию объективно. Кроме того, следует отказаться от тех убеждений или аксиом, которые могут вам помешать. Так, Энтони был уверен, что испортит отношения с сотрудниками, если обвинит их в плохой работе. Если вы подозреваете, что у вас тоже есть такие убеждения, подумайте, как их можно доказать или опровергнуть и проведите осторожный эксперимент. Например, Энтони мог бы спросить своих друзей или менторов, как они обсуждали с сотрудниками эти темы и как эти разговоры укрепляли их отношения.

Ищите помощи и поддержки

Наладьте общение между сотрудниками и руководством таким образом, чтобы постоянно быть в курсе, что идет хорошо, а что нет: тогда вы сможете исправлять проблемы в режиме реального времени. Имейте в виду, что не всем будут нравиться ваши действия. Предлагать что-то начальнику — это большой риск, поэтому нужно сначала попросить сотрудников поделиться обратной связью, а потом внимательно их выслушать. Если вы проигнорируете их слова, они больше не доверятся вам и вы не получите необходимую информацию.

Кроме того, следует помнить: у вас должно быть несколько человек, которым можно довериться и рассказать о своих проблемах. Сторонний ментор или корпоративный коуч предложат вам полезный взгляд со стороны, а еще с ними можно просто поделиться искренними мыслями и эмоциями.

Получить высокую должность после «звездного» предшественника  — это отличная возможность, но в то же время и вызов. Используйте эти советы, и вы докажете себе и всем остальным, что новая работа вам по плечу.

Об авторе. Ребекка Цукер (Rebecca Zucker) — коуч руководителей высшего звена, соучредитель и партнер компании Next Step Partners, занимающейся программами по развитию лидерских качеств. Среди ее клиентов — компании Amazon, Clorox, Morrison Foerster, the James Irvine Foundation, Skoll Foundation, DocuSign и Dropbox.