Как избежать карьерной смерти | Большие Идеи

・ Профессиональный и личностный рост
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как избежать
карьерной смерти

Четыре совета работающим родителям

Автор: Мишель Бентон

Как избежать карьерной смерти
Peter Cade/Getty Images

читайте также

Пять мифов о стратегии

Стивен Банги

Как пробудить энтузиазм в своей компании

Джим Уайтхерст

Наш менеджмент умирает, но это хорошо

Джанпьеро Петрильери

Стратегия – это не шахматная партия

Грег Сателл

До появления в нашей жизни детей мы формируем образ преданных и усердных сотрудников компании, целиком отдающих себя работе и готовых приложить максимум усилий для выполнения задач. Но рождение детей накладывает на нас новые требования, особенно если в семье работают оба родителя. Наша вовлеченность и карьерные амбиции остаются прежними, но строить жизнь с опорой на привычный регламент работы становится сложнее. Может показаться, что альтернативные схемы — гибкий график, удаленная работа, частичная занятость, делегирование и горизонтальное продвижение — создают выигрышную ситуацию для работодателей, сотрудников и их семей. Однако, к сожалению, все это в некотором роде уловка. 

Большинство работодателей предлагает альтернативы, особенно в рамках программ обеспечения социокультурного многообразия для привлечения высококвалифицированных специалистов (вас!). Но часто эти возможности неэффективны, так как ими пользуются лишь немногие сотрудники. Исследование, проводившееся в США и Европе, подтверждает очевидное: альтернативные схемы работы в некотором смысле означают карьерную смерть.

Тем не менее мы отчаянно нуждаемся в них. Не на бумаге, а на практике. Но здесь мы должны сами искать свой путь. И вот четыре шага, которые помогут с выгодой воспользоваться альтернативными схемами работы.

Будьте реалистами. Даже если компания считается лучшим местом работы для родителей, это не означает, что в ней преобладают альтернативные схемы работы. Зачастую все сводится к приоритизации материнства в ущерб карьерному продвижению, и доступность альтернатив зависит от предпочтений менеджера (а значит, то, что работает в одном отделе, может не работать в вашем). Оглянитесь вокруг, побеседуйте с коллегами и обратитесь в отдел кадров, чтобы оценить потенциальные успех и препятствия:

  • Высшее руководство «в теме»? Сколько менеджеров воспитывают маленьких детей или имеют работающего партнера? Каково неофициальное отношение к вопросам баланса семьи и карьеры?

  • Какие альтернативные схемы работы допускаются? Все сводится к частично удаленной работе один день в неделю, или другие варианты тоже приемлемы? В каких отделах и на каких должностных позициях они возможны? Есть ли среди менеджеров те, кто относится к ним более благосклонно?

  • Что происходит с людьми, работающими по альтернативной схеме? Как они получают крупные проекты или повышение? Обеспечены ли они содействием на высшем уровне, планом по укреплению «тылов», другими вариантами поддержки?

Продемонстрируйте выгоду. Создавайте атмосферу принятия и преодолевайте барьеры, помогая лидерам понять, что существуют разные способы демонстрировать преданность работе:

  • Составьте ценностное предложение. Оцените, каково ваше влияние на доход, эффективность, прибыль или затраты и свяжите его с вашим предложением. Например, ваша работа на неполную ставку экономит компании миллион долларов на оплату внешних исполнителей, трехдневная удаленная работа обеспечивает продажи на $300 тыс., а переход на аналогичную должность в другой отдел заполняет пробел без затрат и простоя в связи с поиском временного сотрудника. Проявите творческий подход, за идеями обратитесь к знакомым, работающим в области финансов.

  • Говорите о результатах, а не о часах. Во многих культурах повышенное внимание уделяется занятости, времени или усилиям, затрачиваемым на работу. Вместо этого подчеркните эффективность своего метода, инновационное использование ресурсов или навыки творческого мышления. Думайте о себе как о консультанте, который берет деньги за результат, а не время работы. Во время аттестации отстаивайте свои достижения и обосновывайте повышение зарплаты и бонусы. Подводите разговор к обсуждению вашей ценности.

  • Защищайте то, что надеетесь получить. Если ваша цель — уменьшить количество рабочих часов, не задерживайтесь в офисе дольше, чем договаривались, и не пытайтесь компенсировать более короткий рабочий день, доводя себя до изнеможения. Если на аналогичной должности в другом отделе вы хотите снизить интенсивность работы, убедитесь, что дополнительный проект позволит вам получить полезные для продвижения навыки, или высшему руководству — заметить вас. Будьте избирательны, прикладывая дополнительные усилия.

  • Сделайте альтернативную схему работы нормой. Не показывайте ущербность вашего нового режима работы. Вы же не станете извиняться перед коллегами за то, что не работаете вечером или в воскресное утро? Не оправдывайтесь за недоступность в «обычные» часы. Просто сообщите, когда к вам можно обращаться: «Я не работаю по понедельникам, но доступна с 9 до 14 по вторникам» или «Я могу подготовить это к пятнице». Выбирайте профессиональные выражения, например: «Я работаю удаленно» (а не «Я работаю из дома») или «Я в пути» (а не «Я в машине»).

  • Просите о карьерной поддержке. Ищите наставников на высшем уровне и делитесь с ними, как ваша альтернативная схема работы создает результаты. Перед обсуждением ваших навыков и талантов заручитесь поддержкой непосредственного начальника. Дайте понять лицам, принимающим решения, что вы заинтересованы в развитии лидерских навыков и ресурсов.

Боритесь с гендерными предрассудками. Несмотря на то что в составе семей и распределении в них обязанностей появилось множество вариантов, стереотип «работающий муж и жена-домохозяйка» сохраняется. Наличие альтернативных схем работы дает мужчинам кредит доверия, в то время как женщины его лишаются, ведь общепринятое мнение сводится к тому, что материнство несовместимо с работой. Как правило, альтернативные схемы работы для женщин сводятся к расширению круга обязанностей, например, они должны обеспечивать уход за детьми или вести домашние дела, а мужчины получают дополнительные карьерные возможности — время на обучение или дополнительный проект. Обдумайте, как гендерные предрассудки могут повлиять на жизнь, к которой вы стремитесь:

  • Меняя структуру работы, четко обговаривайте, что берете на себя помимо работы. Убедитесь, что вы с партнером считаете обоюдные ожидания и компромиссы справедливыми, а также поднимите вопрос общих обязанностей.

  • Сегодня многие советуют женщинам пересмотреть свое отношение к успеху, определяя его не властью и деньгами, а вещами вроде благополучия или удовлетворенности семейной жизнью, и не переживать, если вдруг захочется все бросить и уволиться. Определите, что успех означает для вас.

«Голосуйте ногами». Наконец, если вы не можете получить поддержку в вопросах выбора альтернативной схемы работы, примените свои таланты в другом месте. Используйте свободное время на поиск работы. В интервью при увольнении четко скажите HR-специалисту, почему уходите, так как до руководства компании дойдет его отчет.

Когда заходит речь о карьерных возможностях, обеспечивающих вашу жизнь и достижение целей вне работы, ваши слова и действия могут помочь превратить альтернативные схемы работы из хорошей политики в хорошую практику.

Об авторе. Мишель Бентон (Michele Benton) — президент компании Lime LLC, занимающейся консалтингом в области стратегии, возможностей и производительности.