читайте также
В нестабильные времена мы предпочитаем затаиться и всеми силами пытаемся сохранить статус-кво. У нас развивается своего рода близорукость, и мы полностью погружаемся в неотложные дела. Мы думаем о том, как обезопасить семью и сохранить здоровье, как угодить начальнику или как, потеряв одну работу, быстро найти новую. В состоянии перегрузки сложно найти время, мотивацию и умственную энергию на то, чтобы размышлять о более долгосрочных целях.
Однако период неопределенности, несмотря на все связанные с ним трудности, в то же самое время открывает беспрецедентные возможности для стратегического планирования. Тотальный контроль и предсказуемость всегда не более чем иллюзия, и когда обстоятельства ее рассеивают, мы получаем шанс открыть для себя самые разные пути для движения вперед. Исходя из собственного опыта работы в качестве консультантов и коучей, мы разработали пять техник, которые помогут использовать силу неопределенности на благо переосмысления карьерной стратегии.
1. Проанализируйте все варианты, даже самые немыслимые
Во времена неопределенности может случиться все что угодно. Разброс возможных вариантов развития событий может быть очень большим, и даже если на интеллектуальном уровне мы принимаем существование разных исходов, на практике мы часто боимся проработать действительно худшие из них. Однако если открыто рассмотреть самые невообразимые сценарии, они станут не такими пугающими, а вы получите возможность полнее продумать план действий.
Один из авторов этой статьи, Дори, работала с организацией, представители которой составляли проекты бюджетов, подробно описывая, что они будут делать, если из-за пандемии доходы компании упадут на 5, 10 или 20% за год. Дори настаивала на том, чтобы описать сценарий, при котором доходы упадут на 50%. К счастью, столь масштабного финансового кризиса не случилось, но четкий план действий на этот случай говорил о том, что организация готова встретить любой исход. В свою очередь, это давало ей больше шансов на выживание, чем аналогичным компаниям, отказывавшимся даже рассматривать такую возможность.
Если вы ищете работу, старайтесь подготовиться не только к наиболее вероятным сценариям развития событий, но и к тому, что вы будете делать в случае, если пробудете без работы вдвое дольше, чем предполагали, или если ваш муж (жена) тоже потеряет работу. Обдумывать такие варианты развития событий неприятно, но наличие плана действий и условных «меток» на пути — например, «Если не найду работу к февралю, перееду в более дешевую квартиру или стану сдавать комнату» — поможет вам не обнаружить себя в еще более плачевном положении, когда придется, скажем, продавать дом или переезжать к родственникам.
2. Представьте лучший вариант развития событий
Конечно, стратегическое планирование подразумевает не только худшие варианты развития событий. Не менее важно научиться видеть идеи и возможности, которых вы раньше не замечали. Бросьте вызов установкам о себе вроде «Я никогда раньше ничем подобным не занимался, так что не могу претендовать на эту должность» или «Я просто не создан для руководства». Подумайте о том, как улучшить свои навыки и заняться тем, к чему лежит душа, не только на работе, но и во всех остальных сферах жизни. Может быть, трехдневная рабочая неделя позволит вам проводить больше времени с детьми или уделять больше внимания предпринимательским проектам? Чем больше вариантов вы рассмотрите, тем лучше будете готовы действовать, когда появится такая возможность.
Звучит просто, но на деле представить себе наиболее благоприятный вариант развития событий бывает даже сложнее, чем подготовиться к худшему. Вот несколько техник, которые помогут вам приступить к делу.
Для вдохновения вспомните самые сложные моменты жизни — например, трудности, с которыми вы столкнулись во время пандемии, — и подумайте о том, как вам удалось их преодолеть с помощью имеющихся у вас навыков и творческого подхода. Возможно, вам было сложно без привычного распорядка дня и ежедневных поездок на работу, но потом вам удалось перестроиться и занять это время фитнесом. Если так, вероятно, в дальнейшем вам стоит рассмотреть удаленную работу.
Создайте собственную «нарезку счастливых моментов», чтобы запомнить ситуации, когда вы были на высоте. Обнаруженные закономерности могут служить подсказками. Так, если вам всегда нравилось быть ментором для своих коллег, подумайте о том, как приобрести новые навыки, связанные с коучингом, и как найти способ больше интегрировать их в свою профессиональную жизнь.
Чтобы разобраться в собственных ценностях, подумайте о том, как вы проводите свободное время. Одна из клиенток Дэвида, долгое время питавшая страсть к писательству, недавно уволилась с работы и начала работу над книгой.
Постарайтесь выйти за рамки прошлого рабочего опыта и текущей отрасли, исследуйте новые сферы деятельности и зарождающиеся тренды. Несколько лет назад один коллега Дэвида заметил растущий интерес к области ИИ. Несмотря на то что у него не было формального опыта работы в этой области, он подал заявку и вскоре получил должность в инновационном подразделении компании, специализирующемся на разработке и внедрении технологий искусственного интеллекта.
3. Развивайте то, что пригодится в будущем
В спокойные времена мы обычно сначала определяемся с работой, которую хотим получить, а затем приобретаем необходимые для этого навыки. Однако в периоды крайней неопределенности такой подход может быть рискованным, ведь компания — а, возможно, и весь сектор, на которые вы нацелились, могут внезапно оказаться в незавидном положении. Вместо этого мы предлагаем подход «навыки прежде всего»: определите навыки, необходимые для достижения ваших глобальных личных и профессиональных целей, а затем найдите позиции, на которых они могут пригодиться. Один наш коллега решил стать «глобальным лидером». Он понял, что для достижения этой цели ему нужно поработать над навыком межкультурной коммуникации — вне зависимости от требований, предъявляемых в рамках конкретной вакансии.
Для выявления и развития новых навыков мы рекомендуем следующие стратегии:
Ищите возможность практиковать новые навыки на текущей позиции. Не меняя своей формальной роли, упомянутый выше коллега стал прикладывать усилия к тому, чтобы наладить отношения с коллегами из самых разных отделов и лучше понять их разнообразный опыт.
Обратите внимание на онлайн-программы и курсы. Наш коллега прошел несколько курсов, посвященных управленческим стратегиям в разных культурах, что укрепило его уверенность в себе и позволило избежать многих ошибок новичка.
Обратитесь к людям, которые могут дать вам знания через неформальное наставничество и формальный коучинг. Ваша сеть контактов — ваш лучший образовательный ресурс, к тому же в будущем, увидев ваш рост, эти люди могут поддержать вас в профессии. Наш коллега попросил у своего ментора разрешения молча поприсутствовать на нескольких встречах, чтобы посмотреть, как она справляется с различными ситуациями. Это дало ему ценный опыт, полученный из реальных ситуаций.
4. Начните с малого
Чтобы преодолеть паралич неуверенности, сосредоточьтесь на том, что вы можете изменить в краткосрочной перспективе. Если объем задач пугает, попробуйте разбить их на более мелкие исполнимые дела. Задача написать целую книгу может показаться пугающей, а набросок общего плана повествования можно составить всего за полдня. Если вы не уверены, чему отдать предпочтение в первую очередь, начните с «беспроигрышных» шагов — действий, которые будут одинаково полезны вне зависимости от меняющихся обстоятельств, например, с обновления резюме или профиля в социальных сетях. Наконец, спросите себя: «Какой маленький шаг, сделанный сегодня, может меня порадовать?» или «Чего я мог бы добиться за одну неделю?»
Один знакомый руководитель подумывал о смене карьеры, но после многих лет концентрации исключительно на повседневных задачах, сопровождающих его должность, он вдруг обнаружил, что перспектива переобучения и расширения сети контактов пугает его. В качестве первого шага он решил пять раз в неделю созваниваться с людьми из своего круга общения (университетскими приятелями, бывшими клиентами и прочими знакомыми), чтобы разузнать больше о разных отраслях, позициях и организациях. Спустя несколько месяцев некоторые знакомые стали присылать ему вакансии, которые, по их мнению, могли быть ему интересны — так он и сменил работу.
5. Избавьтесь от лишнего
Чтобы успешно планировать будущее в условиях неопределенности, недостаточно только приобретать новые навыки и расширять сеть контактов. Необходимо также научиться делать стратегический выбор: от чего — и кого — стоит отказаться. Конечно, трудно отказываться от вещей, в которые было вложено много времени, сил и энергии. Легко впасть в ностальгию по прошлому, особенно когда настоящее так нестабильно. Однако чтобы двигаться вперед, нужно иметь четкое представление о том, что больше не идет вам на пользу, и дать себе возможность заняться чем-то новым.
Коллега Дэвида всегда мечтала совмещать несколько специализаций, в том числе состоять в совете директоров. В определенный момент она поняла, что все еще далека от своей цели, так как ее календарь переполнен работой и волонтерскими задачами. Как только она поняла, что текущий график лишает ее новых возможностей, она стала больше делегировать. Она составила формальный план передачи некоторых обязанностей, продумала, как будет отклонять новые запросы и более решительно отказывать, она даже специально репетировала подобные разговоры. Избавившись от ненужных, связывавших ей руки обязанностей, она высвободила время и энергию для изучения возможностей, связанных с управлением компанией.
Люди всеми силами стремятся избежать неопределенности — так мы устроены. Но как ни старайся, от нее не скроешься. Лучше постараться увидеть в неопределенности возможности для роста — будь то освоение новых навыков, поиск новой работы или смена карьеры. Мы не можем предложить простых ответов, но с описанными выше стратегиями вы приобретаете инструменты, которые помогут справиться с тем, что готовит будущее.
Об авторах
Дэвид Лэнсфилд (David Lancefield) — бизнес-ментор, стратег и коуч руководителей, приглашенный лектор в Лондонской школе бизнеса. Консультировал более 35 генеральных директоров, был старшим партнером в Strategy&.
Дори Кларк (Dorie Clark) — специалист по маркетинговой стратегии и профессиональный спикер, преподаватель бизнес-школы университета Дьюка, автор книг «Entrepreneurial You», «Reinventing You» и «Stand Out».