Четыре практики, которые помогут заработать авторитет | Большие Идеи
Профессиональный и личностный рост
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Четыре практики, которые помогут заработать авторитет

Рон Каруччи
Четыре практики, которые помогут заработать авторитет
Иллюстрация: Andy Roberts/Getty Images

Недавно мне пришлось на основе собранных мною наблюдений давать обратную связь одному из руководителей (назовем его Гейбом). Ему было неприятно это услышать: «Людям очень непросто доверять вам». Он защищался изо всех сил. Он настаивал, что выполняет свои обещания, добивается хороших результатов и никогда никого не обманывал и не действовал недобросовестно. И все это было правдой.

Как и многие лидеры, он с удивлением обнаружил, что заслужить авторитет очень непросто, потому что во всем мире уровень доверия и честности стремительно падает. Опрос на тему, проведенный компанией Edelman в 2021 году, показал, что правительства, неправительственные организации и СМИ продолжают терять доверие, в то время как доверие к бизнесу еле держится, и он остается единственным институтом, который люди считают компетентным и этичным. Ожидания людей и их понятия о том, на кого они могут рассчитывать, определяются все более широким кругом требований, и лидерам понадобится приложить значительные усилия, чтобы им соответствовать.

Результаты моего 15-летнего лонгитюдного исследования на тему честности в организациях, в котором приняли участие более 3,2 тыс. руководителей и которое предназначалось для моей книги «To Be Honest: Lead with the Power of Truth, Justice, and Purpose», также показали, что надежность и порядочность являются необходимым, но недостаточным условием, чтобы завоевать и сохранять доверие. Эти качества сами по себе не создадут вам репутацию авторитетного лидера. Благодаря им вас могут считать надежным человеком или человеком, с которым легко работать, но устойчивое доверие требует большего. Если вы хотите быть уверены, что те, с кем вы работаете, вам доверяют, вам необходимо освоить четыре практики. Мое исследование показало, что если вам это удастся, то вы в 16 раз повысите свои шансы завоевать и сохранить доверие других людей.

Будьте таким, каким вы себя представляете на словах

Сознательно или нет, мы все живем в соответствии с рядом ценностей, которые становятся понятными из наших действий. Мы можем говорить, что ценим сопереживание, но если, например, кто-то врезался в нашу новую машину на парковке и мы в первую очередь спрашиваем, сильно ли ее помяли (вместо того, чтобы удостовериться, что никто не пострадал), наша способность сопереживать выглядит неубедительно. Другие судят о том, стоит ли нам доверять, по тому, насколько наши действия соответствуют словам. Вот за чем важно следить.

Претворяйте в жизнь ценности, о которых говорите. Первое, что нужно сделать, — это заявить о своих ценностях, чтобы люди знали, чего ожидать. Однако важно отметить, что намерения не в счет. Одна из проблем, на которую я указал, давая обратную связь Гейбу, заключалась в том, что он постоянно превозносил важность командной работы и команды, где «один за всех и все за одного». Но во время собраний он проявлял нетерпение, когда кто-то докладывал о ходе работы, и позволял себе саркастические замечания. Его действия, пусть и ненамеренные, пугали других, и они предпочитали оставаться в стороне и не особенно ему доверяли.

Оценивая опыт общения с вами, окружающие ориентируются на ваши ценности. Если вы не сформулируете их, люди будут строить предположения, которые, возможно, не будут соответствовать вашим убеждениям. А если вы сформулировали их, как Гейб, следите за тем, чтобы претворять их в жизнь. Составьте список ваших главных ценностей и определите для каждой, как она будет проявляться в ваших повседневных действиях.

Признайте расхождение между словом и делом. Никто не действует последовательно все время. Подумайте, в чем ваши действия дают неверное представление о ваших ценностях и ведут к непреднамеренным последствиям для других людей (как, например, поведение Гейба на собраниях). По возможности извинитесь перед теми, на ком это могло отразиться. Иначе, как в случае Гейба, люди сочтут вас лицемерным и быстро перестанут вам доверять. Но демонстрируя самокритичность в подобных ситуациях, вы можете умножить доверие, так как люди увидят, что вы способны взять на себя ответственность, когда ваши слова расходятся с делом.

Относитесь к людям и их работе с уважением

В экономике, где основной результат труда людей является отражением их идей, мыслей и изобретательности, крайне важно относиться к каждому с уважением и признавать индивидуальный вклад в общее дело. Люди скорее станут доверять коллегам, которые отдают им должное и ценят их работу. Вот как можно этого достичь.

Давайте возможность другим блеснуть. Ищите способы дать людям возможность продемонстрировать свой талант. Например, попросите тех, кто не находится на виду, представить свои проекты более широкой аудитории в вашей организации. Или предложите организаторам встречи, на которой вы присутствуете, послушать выступление человека, у которого, как вы знаете, есть отличная идея, но ему никак не удается о ней рассказать. Может быть, вы можете познакомить человека, стремящегося к карьерному росту, с коллегами, которые могут помочь ему осуществить свою мечту. Будьте в глазах окружающих тем, кто вознаграждает вклад других людей и делает все, чтобы их заметили и признали во всей организации.

Не наказывайте за ошибки. Редкие моменты требуют большей выдержки, чем ситуации, когда у ваших коллег что-то не получается. Люди инстинктивно доверяют тем, от кого им не нужно прятаться, особенно когда они испытывают стыд поражения. Когда другие совершают ошибки, даже крупные, убедитесь, что система отчетности не наносит вреда их самоуважению. Выражая разочарование, оставайтесь союзником и делайте все возможное, чтобы помочь человеку вернуться на верный путь.

советуем прочитать
Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать
Что у вас на полках?
Вайдьянатхан Рамнатх,  Маршалл Фишер