Таблетка от выгорания | Большие Идеи

・ Профессиональный и личностный рост

Таблетка
от выгорания

Письмо главного редактора HBR Россия

Автор: Марина Иванющенкова

Таблетка от выгорания

читайте также

Три шага, которые сделают ваших сотрудников счастливыми

Алекс Лю

Почему Геттисбергская речь Линкольна — по-прежнему прекрасный образец убедительной риторики

Тим Дэвид

Почему сайты не подсказывают клиенту то, что ему реально нужно

Кайзер Фунг

Стереть из памяти

Евгения Чернозатонская

Весной прошлого года, когда начался локдаун, я неожиданно превратилась из гуманитария в «технаря». Однажды я поспорила с сыном, что смогу за вечер создать сайт. Сын посмеялся, а я села смотреть на YouTube первый попавшийся ролик на эту тему. И погрузилась в новый для себя мир — придумала домен, оплатила хостинг, выбрала шаблон на WordPress, а через несколько часов знала, что такое плагины, шорткоды и как их применять. За один вечер сайт мне сделать не удалось, так что спор я проиграла. Однако занятие увлекло меня настолько, что каждый день, закончив работу, я спешила тестировать платформу. Мое состояние могло бы послужить отличной иллюстрацией концепции потока Михая Чиксентмихайи.

Позже я поняла, что причина энтузиазма — вовсе не спор с сыном. Это была реакция на стресс, вызванный пандемией, карантином и неопределенностью. Необычное занятие помогло отключить негативные мысли.

В прошлом году эмоциональное напряжение накрыло миллиарды людей во всем мире. Переход организаций на удаленный режим и вынужденная социальная дистанция усугубили стресс, который многие испытывали задолго до пандемии. Почти все респонденты, опрошенные осенью 2020 года при участии HBR, отметили, что их психологическое состояние ухудшилось. Исследование, охватившее 1500 человек из 46 стран и разных отраслей, показало: выгорание не имеет географических и возрастных границ. У 90% участников опроса рабочая жизнь ухудшилась, а 62% часто испытывают эмоциональное истощение. Организаторы исследования, среди которых Кристина Маслач, известный эксперт в области выгорания, утверждают, что проблема достигла огромных масштабов. В первую очередь в этом виноваты компании. Многие руководители не смогли правильно перенастроить рабочие процессы — в результате люди ощущают усталость и апатию. Некоторые управленцы до сих пор не замечают эту проблему или считают, что сотрудники сами должны выбираться из эмоциональной ямы.

Ждать трудовых подвигов от тех, у кого «села батарейка», бессмысленно. Поэтому борьба с выгоранием — задача начальников, а не подчиненных. И задача вполне прагматичная, ведь снижение мотивации персонала наносит ущерб бизнесу. Как пишет эксперт по вопросам труда Дженнифер Мосс, нынешний кризис — не спринт, а марафон, и компаниям стоит разработать стратегию по борьбе с выгоранием, рассчитанную на длительный период. Чтобы зажечь сотрудников, одних лишь планерок с пламенными речами недостаточно.

Об авторе. Марина Иванющенкова — главный редактор журнала «Harvard Business Review Россия».