«Ваша работа — это проклятие?»: как найти смысл и радость в том, что вы делаете | Большие Идеи
Профессиональный и личностный рост
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

«Ваша работа — это проклятие?»: как найти смысл и радость в том, что вы делаете

Юбер Жоли
«Ваша работа — это проклятие?»: как найти смысл и радость в том, что вы делаете
Фото: Mark Weiss/Getty Images

Однажды летом, будучи подростком, я работал в продовольственном магазине. Целыми днями я вынимал банки с овощными консервами из коробок, клеил пистолетом ценник на каждую из них и ставил на полку. И так снова и снова. Каждая минута моего рабочего дня растягивалась до бесконечности. Я не работал с покупателями и крайне редко видел менеджера.

Но затем мне повезло: за магазином меня сбил погрузчик. Синяк на пояснице обеспечил мне оплачиваемый больничный до конца лета. Поскольку единственной причиной пойти на эту работу было желание заработать на новый велосипед, я был счастлив.

Но, конечно, что-то в этой истории не так. Неужели работа — это только необходимость, с которой нужно смириться, чтобы иметь возможность делать то, что хочется — например, кататься на велосипеде? Или все-таки это что-то большее? Почему вообще мы работаем?

Думаю, это вопрос имеет фундаментальное значение для бизнес-лидеров, о чем я пишу в своей новой книге «The Heart of Business». Ответ, который дает каждый из нас, влияет на наше отношение к работе, на нашу личную заинтересованность в ней и, следовательно, на наш собственный успех и успех нашей компании. Работая в должности CEO в компании Best Buy много лет спустя после тех смен в продовольственном магазине, я собственными глазами видел, как признание внутренней ценности работы делает сотрудников счастливее и здоровее, а фирму — более устойчивой и успешной и в спокойные, и в сложные времена. Сейчас мы переживаем всесторонний социальный, экономический, экологический кризис и кризис в области здравоохранения, и иметь позитивный ответ на вопрос, почему мы работаем, становится как никогда важно.

Но в нашей культуре глубоко укоренились циничные ответы на этот вопрос. Представление о работе как об обязанности, проклятии или наказании восходит ко временам античности, наблюдалось до промышленной революции и по сей день влияет на существующие в современном обществе понятия о профессиональном мире и отношение к нему. При таком взгляде работа в лучшем случае может быть средством достижения цели: вы зарабатываете деньги, чтобы платить по счетам (или купить новый велосипед), ездить в отпуск и в конце концоввыйти на пенсию. Неудивительно, что более чем у 80% сотрудников отсутствует вовлеченность в работу, и лишь менее чем у четверти руководителей высшего звена уровня вице-президента нет этой проблемы. Сегодня во многих случаях нам не приходится заниматься изнурительным и нудным трудом, как было когда-то, работа стала менее тяжелой физически, более гибкой и творческой, но безрадостное отношение к ней во многом не меняется.

Последствия этой ситуации трагичны. От того, как человек относится к работе, зависит, сколько усилий и энергии он в нее вкладывает. Поскольку руководители часто не видят этой связи или не думают о ней, значительная часть личного потенциала остается неиспользованной, и это большой урон с человеческой точки зрения. За этим стоит и неиспользованный экономический потенциал: эпидемия безразличия оценивается в целых $7 трлн потерь от снижения производительности. Подразделения бизнеса, где работают наиболее заинтересованные сотрудники, имеют производительность выше на 17% и прибыльность выше на 21% по сравнению с теми подразделениями, где люди заинтересованы в наименьшей степени. Большая заинтересованность и удовлетворенность работников напрямую отражается на финансовых показателях и цене акций компаний. Представьте, каких результатов можно было бы достичь, если бы не менее 20%, а более 80% сотрудников работали с полной отдачей.

Что для этого нужно? Для начала по-другому взглянуть на работу. Идет ли речь о ручном или творческомтруде, вместо того чтобы относиться к нему как к обязанности или проклятию, можно увидеть в нем то, чем он, как мне кажется, является: важнейшую стихию для человека, ключ к поиску смысла жизни и способ реализации.

Подобное видение труда встречается в нашей культуре несмотря на преобладание более циничного взгляда. Поэт Халиль Джебран красноречиво назвал труд зримым воплощением любви. Во многих религиях поясняется, что трудом человек помогает другим и прославляет Бога. По мнению психолога Виктора Франкла, труд, который служит высшей цели, может являться фундаментальной частью поиска смысла жизни и самореализации.

Это нетрудно для творческих личностей, скажете вы, но может ли любая работа быть значимой? Я твердо уверен в этом. Когда я вспоминаю свою скучную летнюю работу в юности, то думаю еще и о сети продовольственных магазинов Wegmans, известных своим обслуживанием и заинтересованными сотрудниками. А еще на ум приходит история о двух средневековых каменщиках, выполнявших одну и ту же работу. У них спросили, что они делают. «Не видите? Я обтесываю камни», — ответил один. Второй же смотрел на свою работу совершенно по-другому. «Я строю храм», — ответил он. Как и первый каменщик, сегодняшние сотрудники зоопарка, например, могут считать, что убирать клетки и кормить животных — грязное и скучное занятие, недостойное их, учитывая, что у 80% из них есть высшее образование. Однако исследование показало, что мало кто уходит с этой работы, так как большинство считают ее призванием и любят заботиться о животных. Какой бы ни была наша должность, нужно выбрать цель и подумать, как она связана с нашей работой.

Такой взгляд определил мой подход к собственной работе в Best Buy и других компаниях. Он содержит три важных шага, которые могут предпринять сегодняшние бизнес-лидеры.

Определите свою личную цель

Во-первых, чтобы считать свою работу значимой, вы как руководитель должны четко понимать свою личную цель. Выделите время и хорошо подумайте, почему вы работаете. К чему вы искренне и глубоко стремитесь? Начните с того, что дает вам энергию и радость — что движет вами?

Например, мои собственные размышления много лет назад натолкнули меня на мысль, что мною движет желание делать жизнь людей вокруг лучше, и с этой позиции я начал менять мир. Именно поэтому теперь я преподаю в Гарвардской школе бизнеса, консультирую руководителей высшего звена и написал книгу.

советуем прочитать

Об авторе

Юбер Жоли (Hubert Joly) — бывший председатель совета директоров и CEO компании Best Buy, старший преподаватель Гарвардской школы бизнеса, автор (совместно с Кэролайн Ламберт) книги «The Heart of Business». Вошел в список 100 лучших CEO мира по версии журнала Harvard Business Review, был признан одним из 30 лучших CEO в мире по версии издания Barron’s и одним из 10 лучших CEO в США по версии сервиса Glassdoor.

Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать
Кто дал этому отелю пять звезд? Его портье!
Довер Янив,  Майзлин Дина,  Шевалье Джудит
Самые цифровые страны мира
Аджай Бхалла,  Бхаскар Чакраворти,  Рави Шанкар Чатурведи