Джентльмены неудачи | Большие Идеи

・ Профессиональный и личностный рост


Джентльмены неудачи

Духоподъемные истории о бизнесменах-супергероях помогают нам поверить в себя, а негативный опыт «хрупких» — не наступить на опасные грабли.

Автор: Марина Иванющенкова

Джентльмены неудачи

читайте также

Как земляк земляку

Анна Натитник

Книги для бизнеса

Евграфова Елена подготовила

Краткая история китайского экономического чуда

Линда Юэ

Каким должен быть маркетинг во время пандемии

Грегг Джонсон

«На меня сыпались удары со всех сторон. Многие радовались моим неудачам, а их хватало в самых разных сферах... Я чувствовал себя отвратительно. Я уже не верил, что преодолею все это. Я думал, что все мои усилия обречены». Похоже на цитату героя какой-нибудь мелодрамы, который вот-вот расплачется — но нет, это слова «железного человека», миллиардера Элона Маска.

Глава в книге Эшли Вэнс, из которой взята эта цитата, называется вполне мелодраматично: «Боль, страдания и возрождение». В ней описываются события трудного для Маска 2008 года. Три неудачных запуска SpaceX, проблемы в Tesla, скандальный развод с женой. Средства Маска стремительно таяли — чтобы платить зарплату сотрудникам Tesla, он занимал деньги у друзей, а разразившийся кризис хоронил надежды на внешнее финансирование. Предпринимателю грозило банкротство, и он впал в глубокую депрессию. Когда уже казалось, что «все пропало», Маск взял себя в руки, смог привлечь инвестиции и получить выгодный контракт от NASA.

Такие истории, когда человек терпит фиаско, а потом берет реванш, есть в биографии каждого успешного предпринимателя. Мораль их не нова и не оригинальна: у всех бывают тяжелые времена и все совершают ошибки, надо извлечь из них пользу и двигаться дальше. И все-таки с тем, что успешных людей отличает жизненная стойкость, спорить трудно. В книге «Антихрупкость. Как извлечь выгоду из хаоса» Нассим Талеб пишет, что многим встряска идет на пользу: «они расцветают и развиваются, сталкиваясь с переменчивостью, случайностью, беспорядком, стрессорами, любовными переживаниями, риском и неопределенностью». Это качество Талеб называет антихрупкостью.

Но большинство людей панически боится неудач. Страх перед будущим заставляет избегать экспериментов — часто кажется, что лучше не делать резких движений. Будто стратегический план на ближайшую пятилетку, которому компания должна неукоснительно следовать, гарантирует какую-то стабильность в мире хаоса. К чему приводит неприятие перемен, хорошо известно: бизнес летит в тартарары. О том, как лучше подготовиться к непредсказуемому будущему и заработать на неудачах, если они все-таки произошли, читайте в этом номере HBR.

Недавно мы разговаривали с бывшим владельцем крупной российской компании, которая после кризиса 2008-го отошла кредиторам. Он признался, что потом семь лет пребывал в депрессии и только недавно начал раскручивать новый бизнес. Многие предприниматели, потерпев поражение, уже не дают волю амбициям и открывают компании поменьше. Или вовсе отходят от дел. Можно ли назвать их неудачниками? Мне нравится, как пишет о таких людях Талеб: «Человек, который не добился чего-либо, дает другим знание о том, как не следует поступать, — но никто или почти никто его за это не хвалит. Этот человек — ключевая фигура, однако ему не достается ни бонусов, ни, что еще хуже, уважения». Духоподъемные истории о бизнесменах-супергероях помогают нам поверить в себя, а негативный опыт «хрупких» — не наступить на опасные грабли. И то, и другое одинаково важно.