На работе важно чувствовать себя счастливым | Большие Идеи

・ Профессиональный и личностный рост
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

На работе важно чувствовать
себя счастливым

К сожалению, в большинстве своем руководители не создают вдохновляющей картины будущего и не могут продуктивно общаться.

Автор: Энни Макки

На работе важно чувствовать себя счастливым

читайте также

Круглый стол «Интеллектуальное общество, ориентированное на человека»

Естественный отбор на рабочем месте

Валерий Якубович,  Нетесин Сергей

Как перехитрить свой гнев, задав себе четыре вопроса

Питер Брегман

«Я пишу для самого вдумчивого и глубокого читателя. Таких немало»

Анна Натитник

Люди привыкли думать, что на работе вовсе не обязательно чувствовать себя счастливым, чтобы быть успешным. И уж тем более необязательно любить своих коллег и разделять их взгляды на жизнь. Выражение «бизнес и ничего личного» стало очень популярным. Все это полная ерунда!

Я изучила десятки компаний, опросила сотни людей, и пришла к единственному и довольно простому выводу (впрочем, исследования нейробиологов Ричарда Дэвидсона и Вилейанура Рамачандрани, а также Шона Акора говорят о том же): счастливые люди работают лучше. Сотрудники, увлеченные своей работой в коллективе, выполняют более трудную работу и делают это качественно.

Но в нашем обществе подавляющее большинство сотрудников не увлечены тем, что они делают. Согласно данным, приведенным Gallup в 2013 году, только 30% всех сотрудников в США с головой погружены в свою работу. И это так похоже на то, что я наблюдала в своем офисе. Не так много людей, которые действительно «эмоционально» привязаны к своей организации. Большинство сотрудников особо не погружаются в то, что происходит на работе. Для таких членов коллектива «среда – это маленькая пятница», и они ждут, когда придет конец рабочей недели. Дальше – больше: один из пяти сотрудников, по данным Gallup, просто саботирует работу фирмы: заваливает проекты, третируют своих коллег, а иногда и просто вносит смуту в повседневную деятельность коллектива.

В отчете, подготовленном Gallup, упоминается и о том, что степень вовлеченности персонала в работу, несмотря на все взлеты и падения экономики страны, остается на одном и том же уровне. Вы только вдумайтесь, нас совсем не интересует наша работа и причем довольно давно!

Читайте материал по теме: Социальное давление мотивирует лучше, чем деньги

Несобранные, расстроенные люди не лучшие сотрудники, толку от них немного, они скорее негативно влияют на компании, в которых работают, да и на экономику страны (а то и мира) в целом. И уж совсем плохо, если этой болезнью страдает руководство: апатия и безразличие молниеносно передается всему коллективу. В конце концов, связь между нашим восприятием и мышлением очевидна. Другими словами, наши мысли влияют на наши эмоции, а наши эмоции формируют мышление.

Пора развенчать миф о том, что не стоит давать волю чувствам на работе. Наука на нашей стороне – между чувствами, мыслями и действиями есть очевидная взаимосвязь на уровне нейронов. Преобладание сильных негативных эмоций всегда ведет к искаженному видению. В основном мы концентрируемся на источнике своей боли (а иногда и только на нем). Кроме того, мы утрачиваем способность обрабатывать информацию, творчески мыслить и принимать нужные решения. Разочарование, гнев и стресс «выключают» самое важное – мыслящую, вовлеченную часть нас самих. Выпадение из процесса работы – естественный нейробиологический и психологический результат доминирования негативных эмоций.

Впрочем, следить стоит не только за ними. Слишком сильные позитивные эмоции действуют точно так же. Согласно исследованиям чрезмерное счастье снижает ваш творческий потенциал и склоняет к рискованным поступкам (вспомните, что мы ведем себя как идиоты, когда влюблены!). А вот что происходит на работе: я наблюдал за сотрудниками, которые слишком входят в раж во время переговоров по организации продаж или другого рода собраний коллектива. От таких переговоров мало пользы, да и толковые идеи в таких условиях не рождаются. Влейте в себя побольше алкоголя, и вы получите полный набор принципиально других проблем.

Если допустить, что наше эмоциональное состояние играет важную роль в процессе работы, то что же нам следует делать, чтобы увеличить свою заинтересованность и улучшить эффективность труда?

Читайте материал по теме: За что мы любим наших строгих учителей

За последние несколько лет я и моя команда из Teleos Leadership Institute изучили десятки организаций и собеседовали тысячи людей. Первые результаты исследований, демонстрирующих связь между чувствами людей и их вовлеченностью в работу, изумили.

По итогам этих интервью стало ясно, что люди вне зависимости от того, откуда они, где работают и чем занимаются, нуждаются в одних и тех же вещах. Мы привыкли считать, что потребности персонала, работающего в разных сферах или более того, в разных странах мира, абсолютно не сходятся, однако результаты наших исследований говорят об обратном.

Практически каждый из опрошенных назвал три аспекта, необходимых ему, чтобы чувствовать себя довольным и полностью вовлеченным в процесс работы:

  1. Осмысленное представление о будущем. Когда люди рассказывали нашей команде исследователей о том, что работает и что не работает в их организациях, что помогает или подрывает их уверенность, они говорили о восприятии. Люди хотят иметь четкое понимание своего будущего и представление о том, как его достичь.
    Читайте материал по теме: Мотивируйте сотрудников, просто помогая им лучше работать
    В нашей совместной работе с Ричардом Бояцисом мы выявили феномен намеренного изменения: люди учатся и меняются, когда их личное восприятие совпадает с восприятием работодателя в целом. К сожалению, в большинстве своем руководители не создают вдохновляющей картины будущего и не могут продуктивно общаться. В итоге они просто теряют хороших людей.
  2. Ощущение цели. Люди хотят чувствовать востребованность своей работы и понимать, как их вклад позволяет достичь чего-то важного. Однако, за исключением тех, кто на «самом верху», прибыль акционера не является той значимой целью, которая увлекает и вдохновляет. Людям хотелось бы осознавать, что они и их организации делают нечто большее и важное для других.
  3. Прекрасные взаимоотношения. Как известно, люди приходят в компанию и уходят от босса. Напряженные отношения с начальством – крайне неприятная вещь. Так же, как и плохие отношения с коллегами. Топ-менеджмент, управленцы и сотрудники как один заявляли нам, что близкие, доверительные и надежные отношения очень сильно влияют на их боевой настрой и готовность вносить свою лепту в общее дело.

Таким образом, нейробиология и наше исследование организаций, по сути, разрушают старые мифы: эмоции имеют большое значение в повседневной профессиональной деятельности. Счастье – это важно. Для полной вовлеченности в работу людям нужно видение будущего, осознание значимости и цели работы, а также плодотворные отношения.

Задача каждого – найти способ работать в гармонии со своими личностными ценностями и выстроить успешные отношения с коллегами и начальством. Задача руководителя – создавать атмосферу, в которой люди могут развиваться. Это просто и это полезно: если вы хотите повысить уровень вовлеченности персонала, обратите внимание на то, как создаете общее видение, устанавливаете связь между вкладом каждого сотрудника и конечной целью деятельности компании и поощряете людей, создающих гармоничные отношения в коллективе.

Читайте по теме: