читайте также
На тренингах по лидерству я постоянно слышу от клиентов, как сильно они хотят услышать критику от своих руководителей, чтобы лучше делать свою работу, продвигаться по карьерной лестнице и достигать результатов. Однако добиться негативного отзыва оказывается не так просто: вместо того, чтобы прямо и незамедлительно указать на недостатки в работе, руководители часто отклоняют такие просьбы, отказывают или откладывают ответ на потом.
В этом есть смысл, если подумать о рисках, которые может повлечь критический отзыв. Моя коллега Дженнифер Портер выявила препятствия, мешающие делать замечания сотрудникам. Среди них — нежелание обидеть, стремление поддерживать атмосферу профессионализма (и не допускать бардака), отсутствие в данном вопросе примера для подражания, опасность эмоционального взрыва
и нежелание ставить под удар культуру компании, не приветствующую критику.
Еще одно исследование профессоров Наоми Эйзенбергер и Мэтью Либермана из Калифорнийского университета и Киплинга Д. Уильямса из университета Пердью показывает, что критика может восприниматься как форма социального отторжения. «Меня считают недостаточно хорошим и говорят, что мне здесь не место» — вот одна из распространенных интерпретаций. Это болезненно. Не каждый руководитель захочет причинить боль своему подчиненному, получив взамен эмоциональную вспышку, потерю доверия, лояльности и даже месть.
Но если работники не получают критических замечаний, они перестают расти. Консультанты по вопросам развития Джек Зенгер и Джозеф Фолкман приводят результаты исследования, согласно которым 72% респондентов считают критику от руководителей самым полезным фактором повышения своей эффективности. Исследование также показало, что руководители неохотно давали негативные отзывы.
С этим соглашается Билл Гейтс: «Нам всем нужны люди, которые будут давать нам обратную связь. Так мы становимся лучше».
Что же делать, если вы точно знаете, что критика поможет достичь успеха, но никто не готов делать замечания? Перестаньте просить и попробуйте один из приемов ниже.
Сначала критикуйте себя. Профессор и автор издательства Уортонской школы бизнеса Адам Грант утверждает: «Чаще всего люди предпочитают не высказывать конструктивные замечания, потому что боятся обидеть вас. Но если вы сами заведете разговор о своих ошибках, опасения развеются». Можно начать, например, с такой фразы: «Мне кажется, я часто тороплюсь в работе и иногда упускаю важные детали. Надо бы это исправить. У вас есть мысли, как можно над этим работать?» Затем, когда человек выскажет свое мнение, спросите: «Что еще мне следует делать, чтобы стать лучше?»
Сделайте самосовершенствование личным обязательством и попросите помощи. Если напрямую получать критические отзывы от руководителя не получается, скажите, что вы пообещали себе развиваться в трех аспектах в этом году и хотели бы получить обратную связь по одному или нескольким из них. Попросите помочь сдержать данное себе обещание. Таким образом, руководитель будет воспринимать критику скорее как способ поддержки в этом начинании и станет меньше бояться обидеть вас.
Посмотрите на критику как на возможность научиться чему-то новому. Если руководитель, коллега или клиент неохотно дают негативные комментарии, попробуйте спросить: «Как думаете, чему мне стоит у вас поучиться?» Так у человека появится возможность поразмышлять о своих талантах и навыках (а люди обычно этому рады) и в комфортной обстановке поделиться своими мыслями о том, как они могут помочь вам вырасти. Если повезет, то и вас спросят в ответ: «А есть ли что-то, чему мне стоит поучиться у вас?» Тогда вам тоже нужно будет осторожно дать свои советы.
Заранее минимизируйте последствия критики. Когда люди высказывают критику, они зачастую подают ее как «мелочь и ничего серьезного», чтобы свести к минимуму негативную реакцию собеседника. Вы можете сделать это и сами. Задайте вопрос: «Если говорить об одном небольшом недостатке, то что во мне можно изменить?» Так человеку не придется смягчать свои замечания, извиняться за них или стараться более благозвучно их излагать, поскольку вы уже позаботились об этом.
Руководитель должен уметь делать замечания по работе. Если в вашем случае это не так, следует научиться добиваться критики от своего начальника, чтобы получать информацию, необходимую для успешной работы и продвижения по карьерной лестнице.
Об авторах. Дебора Грейсон Ригель — руководитель консалтинговой компании The Boda Group, специализирующейся на лидерстве и командной работе, преподает в Уортонской школе бизнеса.